УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Одиозный Антон Яценко: Разговоры о "тендерной мафии", извините за слово, - малопрофессиональный треп

Одиозный Антон Яценко: Разговоры о 'тендерной мафии', извините за слово, - малопрофессиональный треп

С именем экс-бютовца и экс-регионала Антона Яценко пресса привычно связывает шлейф скандалов. Огоньку недавно подбросила уже бывшая уполномоченная по вопросам антикорупционной политики Татьяна Чорновол, утверждая, что Яценко не заинтересован в принятии антикоррупционных законов. Основной контраргумент Яценко: он не в исполнительной власти и смысла блокировать эти законы у него нет.

Закрытый депутат практически не дает интервью и неохотно общается со СМИ, хотя вопросов к нему уже накопилось немало. "Обозреватель" задал главные: имеет ли он отношение к "тендерной мафии", почему по декларации у него нет ни квартир, ни машин, занимается ли он подкупом на своем округе и хотел ли он разогнать Майдан.

"СЕЙЧАС НА ВЫБОРАХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕ ЖЕ МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРИ ЯНУКОВИЧЕ И КУЧМЕ"

В первый раз в Верховную Раду Вы прошли по списку БЮТ. Это было на выборах 2007 года. В 2011-м перешли в Партию регионов, и на выборах-2012 уже шли как представитель ПР. Сейчас баллотируетесь по мажоритарному округу как самовыдвиженец. Что Вас заставляет менять политические ориентиры?

Я разочаровался во всех политических партиях. Любая партия – это всего лишь слоганы, красивые слова и МММ в политике. Я считаю, что в стране должна быть 100% мажоритарная система, небольшой парламент – до 250 человек, и выборы депутатов должны проходить раз в три года. Тогда бы, наверное, был порядок. Ведь у мажоритарщиков совсем другое мировоззрение, чем у депутатов, которые прошли по спискам. Последние – это, по сути, "телепузики". К сожалению, ни одна партия не сделала ничего хорошего для людей за весь период своей деятельности.

Все эксперты в один голос утверждают, что мажоритарка - прекрасная почва для подкупа избирателей: кандидат или постоянно подкармливает округ финансовыми вливаниями, или появляется на округе в период избирательной кампании, вбрасывает N-ю сумму денег, получает мандат и в большинстве случаев – исчезает. Мажоритарка ассоциируется, прежде всего, с подкупом…

Как раз 14 октября мы приняли закон в Верховной Раде, по которому к ответственности привлекают не только того, кто дает деньги, но и того, кто берет. То есть другими словами эта система сводит к минимуму возможность подкупа.

Хотя, например, у меня на округе (Антон Яценко идет по 200 округу в Умани, Черкасской области. – Ред.) от "Блока Петра Порошенко" баллотируется народный депутат Виталий Чудновский (экс-бютовец, экс-телохранитель и доверенное лицо Юлии Тимошенко, одно время имел романтические отношения с сестрой экс-главы АП Сергея Левочкина регионалкой Юлией Левочкиной. – Ред.). Что удивительно: в нынешний парламент он избирался как мажоритарщик по 90-му округу в Белой Церкви на Киевщине, но сейчас почему-то баллотируется в Умани. И по моим данным, на следующей неделе планируется завоз 200 человек, которые собираются раздавать деньги или выдавать – что еще хуже – пластиковые карточки с обещанием положить туда деньги. Если верить СМИ, то в Белой Церкви денег никто не дал, а вот потребительские кредиты на людей повесили.

Не секрет, что многие люди во власть идут из криминала. Есть целый пласт таких политиков. Опять–таки, господин Чудновский, по слухам и информации из СМИ, состоял в бригаде ОПГ "Рыбки" (криминального авторитета Виктора Рыбалко, был застрелен в 2005 году в Киеве после возвращения из Нидерландов. – Ред.) А теперь он выдвиженец от блока Порошенко. Поговаривают, что это Сергей Левочкин купил Чудновскому право баллотироваться по мажоритарке от БПП. Интересно, это означает "жить по-новому" или нет?

К сожалению, на своем округе я наблюдаю весь набор нарушений: подкуп, уголовный элемент, угрозы. Как раз перед встречей с Вами мне сказали, что одна из экстремистских организаций с известным названием получила некую сумму денег для того, чтобы закрыть вопрос со мной, и они обсуждают варианты - вплоть до физической ликвидации. Будем сейчас в очередной раз обращаться в правоохранительные органы.

Речь идет о Вашей физической ликвидации?

Наверное. Точно не скажу, им виднее. (Смеется).

Есть ли какие-то факты, которыми Вы можете подтвердить причастность Чудновского в прошлом к ОПГ?

Я же не следователь по особо важным делам. Мы используем только два источника: СМИ и информацию тех людей, которые помнят, как в свое время к ним приходили и забирали бизнес, вымогали деньги, занимались киднеппингом. Они, конечно, этого сейчас публично не скажут. Они боятся: кандидат идет не от кого-то там, а от "Блока Порошенко", значит, наверное, он неприкасаемый.

С появлением господина Чудновского криминал, как сорняк, который раньше давили и не давали поднять головы, на нашем округе расцвел. Все люди, которые, по моим данным, имели отношение к криминалу, с появлением данного человека приобрели идейного вдохновителя, руководителя. Я понимаю, что после этого коллега подаст на меня в суд, но я сразу говорю, что это оценочное суждение. Возможно, я ошибаюсь и это совпадение - то, что именно с его появлением начались приходы к директорам предприятий с требованием выбирать их кандидата, угрозы сельским председателям, сборы за закрытыми дверями учителей и бюджетников и т.д.

Если идет откровенная дискредитация политической силы из-за криминального элемента, то, может, стоит задуматься: а надо ли так подставляться. Возможно, политическая сила не знает, что вытворяется под ее эгидой?

Вы эту информацию озвучивали руководству партии, администрации Президента или самому Президенту?

Я ее периодически озвучиваю в прессе. Но, например, одному из уманских телеканалов, который хотел дать мою прямую речь, пригрозили забрать частоты – мол, позвонили из Киева. Мы видим, что используются и сейчас те методы, которые были при Януковиче, Кучме: административный ресурс, подкуп, угрозы, использование уголовного мира, черный пиар.

Верх цинизма черного пиара моих оппонентов - спекуляция на теме ДТП, которую использовали против меня на выборах в 2012 году и сейчас пытается использовать мой оппонент от "Блока Петра Порошенко". То, что я не имею отношения к этому случаю, органами внутренних дел было установлено еще в 2012. Более того, дана информация подтверждается органами прокуратуры.

А на днях мне позвонил Виталий Чудновский и сказал, что одному из его активистов по фамилии Валерий Костюк угрожали, и он утверждает, что угрозы были от меня. Я позвонил господину Костюку и сказал, что с моей стороны никаких угроз не нужно ждать, и это – провокация.

Но к моему удивлению, позже я узнал, что этот активист обратился в милицию и как мне передали журналисты, по этому делу открыто уголовное производство. Считаю это очередной провокацией моих оппонентов, которые подлым враньём питаются очернить мое имя. По этому поводу я уже обратился в правоохранительные органы и подал заявление о заведомо ложном сообщении о преступлении.

К сожалению, Блок Петра Порошенко по использованию грязных технологий обошел даже Кучму и Януковича.

Обвинения в непрямом подкупе избирателей звучат, в том числе, и в Ваш адрес. В частности, гражданская сеть "Опора" подозревала Вас в непрямом подкупе избирателей, который выражается в том, что Вы устанавливаете уличное освещение, ремонтируете дороги и т.д. Как Вы расцениваете такие обвинения?

Я расцениваю, что они не совсем правильные, потому что все проекты, которые мы начинали, были закончены до указа президента о досрочных выборах. Это системная работа, которую я вел на протяжении 1,5 лет как депутат Верховной Рады. Мы никаких денег или карточек не раздаем. Я категорический противник этого, считаю, что это убивает демократию и ментально ломает наших людей, которые за баночку тушенки, сгущенки или 100-200 грн продают свое будущее. Это, по сути, кража голосов.

ДЕМОНИЗИРОВАТЬ МЕНЯ НЕ НУЖНО

Вы достаточно одиозная персона. В частности, к Вам было достаточно претензий со стороны ряда СМИ. Как Вы можете прокомментировать недавние заявления бывшей уполномоченной по вопросам антикорупционной политики Татьяны Чорновол относительно того, что Вы блокируете принятие антикоррупционных законов?

Из-за чего поднялся весь сыр-бор. Законы никто не блокировал. Просто нельзя законы выписывать под ту или иную личность. Я просто считаю – и Рада проголосовала за такой вариант – что, если человек возглавляет Антикоррупционное бюро, то он должен иметь юридическое образование. Также не может быть нормы, что суд не имеет права отменить постановление следователя Антикоррупционного бюро и т.д.

К сожалению, Украина – страна с тоталитарными традициями, поэтому мы не должны создать нового монстра, который будет просто уничтожать инакомыслящих. Это должен быть орган, который с одной стороны должен объективно расследовать те или иные коррупционные преступления, а с другой – должен быть абсолютно независим в своей деятельности, и ни в коем случае не должен быть дубинкой в руках того, кто находится при власти.

Я, наоборот, активно участвую в разработке антикоррупционного законодательства. Например, внес 100 поправок в закон 4556 об изменениях в сфере антикоррупционной политики в рамках выполнения Плана действий относительно либерализации ЕС визового режима для Украины. Учтен ряд моих поправок и в законе о финмониторинге, принятом 14 октября.

Такое ощущение, что создается какой-то миф обо мне. Из меня всеми силами пытаются сделать коррупционера. Хотя пусть сначала кто-нибудь скажет: я разве был когда-то министром, или замминистра, или работал на руководящих должностях в кабинете министров? Нет. Какие ко мне могут быть претензии? Почему я должен блокировать антикоррупционное законодательство? Оно направлено на чиновников исполнительной власти, а я им никогда не был.

Коррупция – это болезнь нашего общества и ее нужно выкорчевывать. Но делать это нужно не только усиливая уголовное законодательство, но и устраняя сами возможности для осуществления коррупционной деятельности – например, внедрять электронное правительство, создавать единое окно для регистрации бизнеса и т.д.

Некоторые журналисты называют Вас "отцом тендерной мафии". Как Вы можете прокомментировать такой эпитет по отношению к Вам, и был ли у Вас в прошлом или есть сейчас какой-то финансовый интерес при проведении тендеров?

Те, кто так громко меня называют, должны как минимум объяснить, что это такое, что это за мафия, когда она существовала и существует ли сейчас. Пусть скажут, к каким конкретно государственным тендерам я имел отношение. Это все, извините за слово, малопрофессиональный треп. Я никогда не возглавлял Тендерную палату, ее всегда возглавляли депутаты от разных фракций. Сначала почетным президентом был Николай Одайник. Он входил в "Нашу Украину" и был близок к президенту Ющенко. После этого была Раиса Богатырева, Александр Ткаченко… Во время работы пятого созыва Верховной Рады, когда Тендерная палата была в самом расцвете, профильный комитет финансов и банковской деятельности ВР возглавлял Петр Алексеевич Порошенко.

Такие разговоры – попытка прилепить ярлык. У нас масса казнокрадов, которые сидели на потоках, которые брали откаты…

Можете назвать фамилии?

У нас много людей, которые привлечены за злоупотребления в сфере госзакупок – можно поднять судебный реестр и посмотреть. Я не хочу называть фамилии.

А по поводу Тендерной палаты… Она же появилась не с бухты-барахты. Ее создание было прописано в законах, а я в то время даже не был народным депутатом. Более того, принималось четыре закона о закупках на протяжении работы Верховной Рады двух созывов, из них два – через преодоления вето президентов Кучмы и Ющенко.

И почему-то теперь ко мне есть вопросы, а к тем, кто эти законы принимал, - нет. Так не бывает. Я же не Верховная Рада и не принимаю законы единолично. Я не президент, который эти законы подписывает и не кабинет министров, который дает положительные заключения. Тогда меня нужно рассматривать в комплексе со всеми этими людьми, которые принимали законы о закупках, лоббировали их, отстаивали в высоких кабинетах.

Более того, в 2007 году, когда стал депутатом, я, видя определенные проблемы в сфере закупок, подал проект закона об отмене Закона Украины "О закупке товаров работ и услуг за государственные средства". Поэтому демонизировать меня не нужно.

Если я не ошибаюсь, Вы ни разу не подавали в суд на СМИ, которые называли Вас "отцом тендерной мафии" …

Почему? Подавал.

Выигрывали?

Да. Я не хочу называть СМИ, у которых выиграл. Но выигрываешь дело, а толку все равно нет. Потому что опять, в отместку, гадости напишут. (Смеется).

МОЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Верховная Рада приняла недавно антикоррупционный закон, который обязывает госслужащих показывать не только свое имущество, но и членов семьи. Последняя Ваша декларация, которая есть в свободном доступе на сайте ЦИК, показывает ваши доходы за 2011 год. У Вас лично по декларации нет ни машин, ни квартир, ни дач. На Вашу семью оформлен лишь недвижимость на 600 м кв…

Да, это собственность моей жены. У меня ничего нет.

При этом я знаю, что Вы не бедный человек. Объясните, почему у Вас такая декларация.

Что значит – бедный или не бедный?

Машины же у Вас есть? Вы же чем-то пользуетесь?

Сейчас я пользуюсь машиной своего отца, ей 9 лет уже. У меня нет заводов, пароходов. И знаете, мне уже столько раз пытались что-то прилепить… Если бы нашли что-то незаконное, наверное, уже бы использовали это против меня, верно?

Возможно. Я говорю в данном случае о подходе. Верховная Рада, принимая этот закон, пыталась добиться как раз того, чтобы депутаты не оформляли имущество на своих жен, матерей, отцов, сестер, братьев...

Я еще раз говорю, что моя декларация соответствует действительности. Я не привязываю себя к имуществу моих родственников.

У Вас нет ни квартиры, ни машины, и Вас это устраивает?

Да, меня это устраивает. У меня своя жизненная философия.

После 2011 года Вы не публиковали свежие декларации?

У меня такие же декларации были, как и эта. Ничего не изменилось. Сейчас внеочередные выборы в парламент, поэтому декларации никто не сдавал.

КАК ТАКОВОГО ГОЛОСОВАНИЯ 16 ЯНВАРЯ НЕ БЫЛО

Ваше отношение к тому, что происходит на востоке, и видите ли Вы связь между этой войной и событиями на Майдане?

В украинской власти уже давно были огромные перегибы. Я считаю, что начались они вообще еще с кучмизма. Дальше были - неправильные действия власти во время Майдана. Не нужно было разгонять студентов. Это атавизм, преступление. Единственным выходом тогда было объявить одновременные выборы президента и парламента, возможно, и местных советов. Я это неоднократно заявлял.

У нас вместо этого все пошло по наихудшему сценарию: довели до гибели людей, до силового варианта, который был просто не допустим. А потом еще не смогли донести нормально информацию на востоке о том, что происходило в Киеве, и дали возможность экстремистам там закрепиться.

Украина – унитарная страна и должна быть унитарной. Оккупация Крыма – это трагедия. Но сейчас любой ценой нужно не допустить, чтобы конфликт на востоке начал распространяться дальше. Очень тревожат экстремистские высказывания в Харькове, в Одессе, в других городах.

Вам приписывают тот факт, что Вы настаивали на жестком разгоне Майдана…

Это глупости. Как в анекдоте: у священника дочь – проститутка, хотя у него не дочь, а сын. У меня есть знакомый Максим Поляков. В 2012 году он шел по 200 округу, а сейчас баллотируется по списку "Народного фронта", и поэтому потерял интерес к округу, слава Богу. Тогда он еще этого, видимо, не знал и написал на своей странице в Фейсбук, что на сессии депутат Яценко призвал к силовому разгону Майдана. Я был очень удивлен. Я ему позвонил, он тут же снял эту информацию, но ее уже, естественно, раскидали по сайтам.

Я, наоборот, всегда выступал за мирное разрешение конфликта. Я вообще не приемлю насилие. Например, я единственный подавал законопроект о запрете охоты.

Вы голосовали за законы 16 января...

Я не голосовал за эти законы.

Но Вы, по-моему, не заявляли после 16 января, что не голосовали за эти законопроекты. Вы могли бы отозвать свой голос.

Я поднимал этот вопрос неоднократно, но я не могу влиять на сайт Верховной Рады. И я не отзывал свой голос потому, что я не голосовал за этот закон и отзывать мне нечего. Это моя принципиальная позиция. Есть прокуратура, пусть расследует криминальное дело по вопросу фальсификации голосования, пусть выясняют, кто голосовал, а кто – нет.

А Вы обращались в правоохранительные органы с заявлением о фальсификации голосования?

Я не обращался, потому что на момент, когда все это стало известно, уже никаких правоохранительных органов не было, все уже гудело. А потом сразу возбудили уголовное дело по всем этим законам. Вопрос же не в этом. Половина этих законов потом была внесена действующей властью – например, закон о заочном обвинении человека.

Если в январе нынешняя власть была против законопроекта о снятии депутатской неприкосновенности, потому что боялась, что это может коснуться их, но сейчас, наоборот, они настаивают, что нужно это делать. Это, знаете, как в "Белом солнце пустыни": кинжал хорош для того, у кого он есть.

Как голосовали за законы 20 февраля?

Нас тогда собралось в зале 227 народных депутатов, и мы проголосовали, чтобы отвести подразделение "Беркут" в места дислокации. Нам тогда удалось спасти страну от пучины и хаоса.