УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Государство - это я!

Государство - это я!

Десять лет назад, готовясь к защите дипломной работы по политологии, я придумал условную схему украинского государства из двух окружностей, наползающих одна на другую.

Маленькая сверху – это сросшаяся с большими деньгами власть, от президента до самого мелкого клерка, плюс обслуживающий персонал: рекламисты, журналисты, политтехнологи... Большая окружность снизу – это все остальные люди. А узкое поле, где две окружности немного наползают друг на друга, это и есть то, что для большинства из нас означает «государство».

Получить справку, написать жалобу, получить пенсию, заплатить налоги и спать спокойно – этим, в основном контакты и заканчиваются. Фактически, это два разных мира и область их контакта расширяется во время выборов и после них снова сужается. Причем так стремительно, что многие даже перестали верить, что бывает по-другому. Именно о них сегодня рассуждают социологи в свете очередных выборов в Верховную Раду, говорят о том, как партиям предстоит «завоевать голоса неопределившихся». Огромное их количество – это те, кто понимает умом, что власть выбирать, в общем-то, гражданский долг, но понимают и бессмысленность этого выбора. Никакого привеска от выполнения долга не предвидится.

Такое равнодушие, иначе «абсентеизм», окончательно укрепилось за те пять лет, что мы прожили в новой, демократической системе, навязанной бывшим неудачным президентом с подачи заморских советчиков.

«Пропорциональная система», списки партий, в которых видны только первые пять симпатичных человек, окончательно отвратила власть от людей. Водители, массажисты, родственники богачей, заплатившие деньги, чтобы стать депутатами, и в мыслях не имели никаких планов ложиться костьми за народное счастье. А что такое качественная партийная программа забыли даже многомудрые политологи.

Если серьезно говорить о компетенции, то основные наши общественные беды, как прошлых лет, так и текущего времени, связаны с выходом политической власти за всякие разумные рамки. Внутренние договоренности, переток денег из одного кармана в другой, распределение должностей между всякими нужными и лояльными людьми, принятие законов, направленных на выгоду чьего-то бизнеса – места профессионалам, знатокам своего дела тут просто не остается.

Богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее, вот что такое украинские реформы. И даже самые неразумные понимают, что наше будущее непосредственно связано с просвещенностью и культурой власти, с ее разумностью, с тем, насколько быстро субъекты всех ее видов смогут обрести профессионально высокий уровень. Ведь лояльность, личная преданность и умение «работать в команде» как высший критерий, исключает и культуру, и выполнение даже самых красивых и правильных законов. Конечно же, народ такой власти указывать не может.

Казалось бы, что здесь можно изменить?

Однако главный плюс приближающихся выборов состоит в том, что будущий парламент может быть минимум наполовину рационально-деловым, поскольку сформируют его депутаты, представляющие территории, мажоритарные округа.

Осознав свою главную ошибку и заглянув в пропасть, означающую невозможность получения власти законными способами (а значит, ее непризнание всеми соседями), власть имущие разумно вернулись к старой системе. Депутату возвращена его первоначальная функция – быть представителем общины, трудовых коллективов, тогда как партии призваны представлять широкие слои населения и классы.

Однако перемены эти не смогут без нашего с вами участия изменить отношение к власти не как к призу, за который нужно бороться изо всех сил, попирая ногами соперников, а как к рабочему инструменту. Здесь есть взаимный интерес: те, кто пойдет в депутаты в мажоритарных округах, желают попасть в высшую политику, либо остаться в ней. Те, кто голосует за него, заинтересованы в решении многочисленных проблем своих городов и сел, своих домов и дворов, проблем, которые местная власть своими силами решить не способна.

Многие, слишком многие территории в Украине лишены всяческих перспектив развития, поскольку «свободный рынок», которому мы были отданы на откуп, интересуется лишь тем, что выгодно. Юные таланты, самобытные изобретатели, молодые ученые и предприниматели не имеют возможности показать себя и дать развитие своим способностям. Их родители, наемные работники, не могут защитить себя от произвола хозяина или мелкого чиновника, милиционера.

Школы и техникумы, построенные в 50-60 годы, рушатся, крыши жилых домов отчаянно текут. Трубы в земле и дороги на ней изношены до нитки.

Все это можно перечислять очень долго. И никто, кроме «своего депутата» не выбьет поступлений из госбюджета, не протащит интересы малого населенного пункта в областную программу, не накричит на прокурора. Другое дело, что депутат не будет этого делать, если люди не потребуют и не проконтролируют исполнение, договорившись между собой.

Пусть и частично, но власть возвращается в наши руки, и в наших интересах использовать ее в собственное благо.

А что касается «делегирования», то, как говорят многомудрые политологи, правовое государство и отличается от всех прочих тем, что власть разумно распределена между всеми, кто ее достоин. Мы ее достойны. И нам же решать, кто достоин еще. Но выбор этот должен быть сугубо прагматичным. Только в этом случае площадь, где две окружности наползают одна на другую, все же станет расширяться.