УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинские политзаключенные в России: СМИ назвали новых кандидатов на обмен

10,2 т.
Юрий Солошенко, Геннадий Афанасьев,

Несколько десятков телекамер и огромное количество журналистов 14 июня вечером у входа в киевскую поликлинику Государственного управления делами напряженно ждут, когда сюда прямо из аэропорта доставят освобожденных из российской тюрьмы украинцев-политзаключенных Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко. Первым появляется президент Украины Петр Порошенко, который ведет мать и бабушку Афанасьева. Через несколько минут подъезжает карета скорой помощи, из нее выходят освобожденные украинцы.

"Мы победили", - говорит Афанасьев своей матери, впервые обнимая ее за долгое время. 26-летний Геннадий, на котором черная тюремная роба, выглядит уставшим, однако счастливым. У 73-летнего тяжелобольного Юрия Солошенко от волнения трясутся руки, однако оба спешат выразить благодарность за поддержку. "Десять месяцев, один год и десять дней я ждал этой минуты. Я верил, что она наступит", - были первые слова Солошенко на свободе, пишет DW.

Читайте: Для возвращения Сенцова и Кольченко: Афанасьев попросил сохранить санкции против России

Почему Афанасьев и Солошенко?

Геннадия Афанасьева задержали в мае 2014 года в Симферополе. Его обвинили в участии в террористической группировке, якобы организованной Олегом Сенцовым, и подготовке терактов в Крыму. Афанасьев согласился на сотрудничество со следствием, дал показания против Сенцова и Кольченко и получил 7 лет лишения свободы.

Однако во время процесса по "делу Сенцова" в Ростове-на-Дону, он заявил, что все его показания были даны под пытками. Впоследствии его адвокат Александр Попков подробно описал все издевательства, которые пережил Афанасьев. Крымчанина отправили отбывать наказание на Крайний Север, где на него продолжали оказывать давление - значительную часть заключения он провел в штрафном изоляторе. Во время этапирования Афанасьев сильно заболел. А плохие условия содержания в колонии привели к заражению крови, результатом которого стал фурункулез, который ему не лечили.

Юрия Солошенко, 73-летнего пенсионера из Полтавы, обвинили в шпионаже и вынесли приговор в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Дело Солошенко рассматривалось в режиме секретности, поэтому большинство деталей остались неизвестными. До выхода на пенсию Солошенко был директором завода "Знамя", который производил компоненты для средств ПВО.

Юрия Солошенко задержали в Москве в августе 2014 года, куда он прибыл по приглашению друга, якобы для испытания нового прибора. Именно тогда ему предъявили обвинения в шпионаже и вынесли приговор. Более года он содержался в тюрьме "Лефортово", где ему крайне редко разрешали видеться с родственниками и запрещали встречи с украинскими консулами. Во время заключения состояние пожилого мужчины ухудшалось, на фоне нервного напряжения больное сердце все время заставляло обращаться к врачам, а затем у Солошенко обнаружили онкологическое заболевание.

По словам адвокатов, правозащитников и всех, кто принимал участие в переговорах по освобождению, факторы угрозы здоровью и жизни стали решающими для возвращения на родину в первую очередь именно этих заключенных. Официально Афанасьев и Солошенко были помилованы Владимиром Путиным по их просьбе без признания своей вины. При этом в Москву были доставлены двое граждан Украины - одесских журналиста - Елена Глищинская и Виталий Диденко, которых обвинили в сепаратизме и попытке создать "Народный совет Бессарабии". По словам представителей минской контактной группы, это было требованием российской стороны.

Читайте: Солошенко: пока в России существует режим Путина - эта страна будет враждебной к украинцам

Сколько украинцев еще содержится в РФ?

По данным организации "Мемориал", в российских тюрьмах находится не менее двадцати политических заключенных-украинцев. По большинству дел российским судом были уже вынесены приговоры. В прессе эти громкие политические дела получили свои условные названия: "дело Савченко", "дело Сенцова", "кавказское дело", "дело шпионов" и "дело крымских татар".

Надежда Савченко, которую освободили в конце мая этого года, стала первой из украинцев, вернувшихся домой. Трое фигурантов "дела Сенцова" до сих пор находятся за решеткой в России. Олега Сенцова и Александра Кольченко суд приговорил к 20 и 10 годам лишения свободы. Алексей Чирний, который признал свою вину, был приговорен к 7 годам тюрьмы.

После громкого процесса по так называемому "кавказскому делу", рассмотрение которого недавно завершилось в Грозном, двум украинцам Николаю Карпюку и Станиславу Клиху вынесли обвинительный приговор. Их осудили на 22,5 года в колонии строгого режима и 20 лет колонии, соответственно, за якобы участие в первой чеченской войне против российских войск. Оба осужденных вины своей не признают и утверждают, что признание давали под пытками.

По делу Юрия Солошенко в шпионаже обвиняют еще двух украинцев - Сергея Скирту и Валентина Выговского. Процесс в отношении крымского бизнесмена Выговского был закрытым. Бизнесмена приговорили к 11 годам строгого режима.

Другого украинца Сергея Литвинова, которого сначала обвиняли в массовых убийствах на Донбассе, а затем переквалифицировали обвинение на разбой, осудили на восемь с половиной лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. А двух крымских евромайдановцев - Александра Костенко и Андрея Коломийца признали виновными в нападениях на сотрудников "Беркута" в Киеве весной 2014 года и приговорили к 4 и 10 годам тюрьмы соответственно.

Продолжается и уголовное преследование крымских татар. В последнее время был возбужден целый ряд уголовных дел. По нескольким их них уже вынесены обвинительные приговоры.

Читайте: Не Сенцов: активистка назвала следующих кандидатов на помилование Путиным

Кто следующий?

Как во время возвращения Надежды Савченко, так и при возвращении Афанасьева и Солошенко, президент Порошенко отмечал, что это все стало возможным благодаря минским соглашениям. "Да, нам удалось! И так мы будем делать, пока последний украинец не будет освобожден из заложников. Мы будем продолжать, чтобы и Сенцов, и Кольченко, и все остальные вернулись домой", - заявил журналистам во время встречи Порошенко.

Все участники переговорных процессов отмечают, что в большой степени процесс помилования и возвращения осужденных зависит от политической воли, а договоренности заключаются на высшем уровне. Ирина Геращенко, член минской переговорной группы, неоднократно отмечала, что в первую очередь должны быть освобождены заключенные, которые нуждаются в лечении.

По словам правозащитников, осуществляющих кампанию LetMyPeopleGo, самая сложная ситуация сейчас у двух арестантов. Это Станислав Клих, которого сильно пытали, что повлияло на его психологическое состояние. А также Алексей Чирний из "группы Сенцова", к которому также применяли пытки. По последним сообщениям, Чирния уже доставили в Москву из постоянного места лишения свободы для прохождения психологической экспертизы. Эти факты указывают на то, что Клих и Чирний могут стать следующими украинскими политзаключенными, которых освободят.