УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дело Алиева в Вене: каждая сторона видит шансы на победу

1,3 т.
Дело Алиева в Вене: каждая сторона видит шансы на победу

В венском суде заслушивают свидетелей стороны обвинения по делу об убийстве менеджеров "Нурбанка". DW разбиралась, какие коррективы внесла в судебный процесс смерть Рахата Алиева.

В Вене в земельном суде по уголовным делам на этой неделе стартовал новый этап судебного процесса по делу об убийстве двух казахстанских банкиров. Речь идет о событиях начала 2007 года, когда, по данным казахстанской и австрийской прокуратуры, бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев и его сообщники расправились над ведущими менеджерами казахстанского "Нурбанка" - Жолдасом Тимралиевым и Айбаром Хасеновым. После того, как с 14 апреля были выслушаны обвиняемые - экс-глава КНБ Казахстана Альнур Мусаев и охранник Алиева Вадим Кошляк, со среды, 22 апреля, выступают свидетели со стороны обвинения.

Выступили свидетели обвинения

Так, перед судьями и присяжными заседателями в столице Австрии выступил, как считается, главный свидетель обвинения, - бывший руководитель "Нурбанка" Абильмажин Гилимов. Его показания подтверждают версию обвинения о виновности Алиева и его подельников. Сам Гилимов остался в живых, как он сказал на суде в Вене, только благодаря тому, что сумел связаться по телефону со своей женой и оказался на свободе, в то время как двое других банкиров, Тимралиев и Хасенов, получили дозы транквилизаторов и затем, судя по данным различных судмедэкспертов, были задушены, а тела помещены в бочки с известью.

Один из них, профессор Даниэль Риссер, выступал на суде в четверг. Он подтвердил по результатам анализа проб тканей тел погибших, что найденные спустя несколько лет под Алма-Атой трупы - это именно те самые Тимралиев и Хасенов. Также на этой неделе успели выступить с показаниями Булат Абдуллаев, бывший владелец бизнес-центра "Кен Дала", отобранного, по показаниям Абдуллаева, пособниками Рахата Алиева. Также в Вене были заслушаны показания вдовы Тимралиева Армангуль Капашевой.

Меньше интереса

Для наблюдателей, знакомых с делом, в Вене пока прозвучало не очень много нового. Хотя как раз общественность в Австрии может почерпнуть из процесса много интересного о том, как обстояли дела в Казахстане несколько лет тому назад. Но после смерти Рахата Алиева (принявшего фамилию жены Шораз) интерес к делу в Австрии уменьшился, констатирует немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch), непосредственно следящий за процессом в Вене. Публика заметно меньше интересуется двумя оставшимися предполагаемыми сообщниками Алиева - Мусаевым и Кошляком.

Смерть Алиева и внесенные коррективы

Но что смерть Алиева, который, как предполагается, покончил жизнь самоубийством, означает для тактики как стороны обвинения, так и стороны защиты? "Никакой смены тактики у нас нет. В отношении Алиева дело прекращено, и перед судом предстали только его сообщники. Естественно, "главной фигурой" остается Алиев, но задачей обвинения является выявить степень вины сообщников. Она стояла бы точно так же, если бы Алиев был жив и предстал перед судом. Его сообщники старались бы спрятаться за его спиной еще больше, чем делают это сегодня", - заявил DW адвокат Геральд Ганцгер из адвокатской конторы "Лански, Ганцгер и партнеры", которая в Австрии защищает интересы вдов менеджеров "Нурбанка".

Ганцгер вполне оптимистично высказался о перспективах данного судебного процесса: "Присяжные проявляют живой интерес к делу, это для такого процесса очень важно. Ведь дело непростое - много иностранных имен и неизвестных им реалий".

Смерть Алиева не внесла изменений и в тактику защиты, сказал DWадвокат Альнура Мусаева Мартин Марер: "Тем не менее в общем деле Алиева эпизоды, по которым проходят его предполагаемые сообщники, занимают лишь небольшую часть". По его словам, защитники Кошляка и Мусаева "хорошо подготовлены", и пока процесс не дает оснований предполагать, что приговор может быть не в пользу их подзащитных. По мнению Марера, обвинение строится на показаниях трех свидетелей, которые "делают противоречивые заявления".

В самом Казахстане Рахат Алиев, бывший до 2007 года зятем президента страны Нурсултана Назарбаева, еще при жизни был признан виновным в двойном убийстве и осужден на 20 лет лишения свободы заочно. Позже австрийская прокуратура, отказавшая в экстрадиции Алиева, сочла возможным начать собственное расследование обстоятельств этого преступления. В венском процессе пока запланировано всего 26 судебных заседаний, последнее назначено на 19 июня.