УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Всё пропало!?

Всё пропало!?

Потенциальных кандидатов в депутаты ВР, лишили запасного «парашюта». Законодательную норму, позволяющую одновременное баллотирование и по партийному списку, и по мажоритарному округу, КС счел таковой, что не отвечает духу и букве Основного закона. В провластном политическом лагере решение Фемиды встретили аплодисментами, в оппозиции – свистом. Однако это тот самый случай, когда не прав никто, а виноваты в равной степени все – и «большевики», и оппозиционеры.

Виноваты, прежде всего, потому, что легким нажатием кнопки «За», дружно утвердили сомнительные с точки зрения закона, избирательные правила игры. В 1998-м Конституционный суд уже высказывался по поводу «двойного» баллотирования. КСУ тогда принял решение, которым признал неконституционным право одного человека одновременно баллотироваться в депутаты по партийному списку и по мажоритарному округу. В то, что действующие законодатели не знали об этом эпизоде, верится с большим трудом. Точнее – не верится вообще. Владельцы мандатов могут не знать гимн страны, для которой творят законы, ее историю, однако нормы закона, позволяющего попасть в здание на Грушевского, знают от «А» до «Я».

За закон, отдельные нормы которого КС назвал неконституционными, поздней осенью 2011-го проголосовало более 300 парламентариев. Путевку в жизнь документу, регламентирующему избирательные правила игры, дали не только представители правящего большинства, но и оппозиционеры от БЮТ и НУ-НС. Норма, позволяющая одновременное баллотирование по списку и по округу, стала одним из пунктов компромиссных договоренностей между «большевиками» и оппозицией. Регионалы и иже с ними, оставляя в законопроекте сомнительную норму, попытались подсластить пилюлю оппонентам, расстроенным запретом на участие в избирательном марафоне блокам партий. А повод для огорчения оппозиционеров был, поскольку бренд БЮТ и партия «Батьківщина» - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Какие претензии к «большевикам»? Во-первых, они проголосовали за очевидно неконституционную законодательную норму о «двойном баллотировании». Проголосовав, наперегонки побежали в КС с представлением о проверке данной нормы на предмет соответствия ее Основному закону. Таким образом, регионалы сорвали прежние договоренности с оппозицией. Или, выражаясь парламентским сленгом - «кинули» оппонентов. Плохо поступили? Да. Однако дело в том, что аналогично не единожды поступали и действующие оппозиционеры. Что тут сказать, кроме как: «Яке їхало, таке й здибало».

Теперь о позиции парламентской оппозиции. Незадолго до голосования за закон о выборах, представители меньшинства ВР криком кричали о том, какой же плохой этот законопроект и сколько фальсификационных окон он открывает для власти. Прошло несколько дней и «сердечные» вместе с коллегами по оппозиционному цеху из НУ-НС, поменяли мнение на диаметрально противоположное. Закон при этом остался прежним. Что произошло? Какие кулуарные договоренности с представителями правящего большинства были достигнуты? Чем «большевики» купили оппонентов? Ответы на эти вопросы остались за кадром.

Оппозиционеры, находящиеся нынче в парламенте, проголосовав за закон о выборах, поддержали и норму о повышении проходного барьера с трех до пяти процентов. Планку в 5% без усилий достигают «сердечные». Остальным оппозиционным партиям для достижения заветной отметки в пять процентов, придется изрядно попотеть. И не факт, что цель в итоге будет достигнута. Единственный очевидный результат – сжигание миллионов финансовых калорий.

Так вот вопрос: против кого играли «бютовцы», голосуя за повышение проходного барьера? Уж точно не против регионалов, которых порог в 5% пугает приблизительно также, как женщину туфли на высоком каблуке. Ключевой вывод - и представители большинства, и оппозиционеры пытались поймать каждый свою щуку в этой мутной избирательно-законодательной воде. Что в знаменателе? Очевидно, что решение КС существенно не повлияет на позиции партий тяжеловесов – ПР и «Батьківщини», которая собирает под своим зонтом лидеров других оппозиционных политсил. В лагере оппозиции, несмотря на истерическую реакцию некоторых ее представителей на решение КС, знали, что Фемида заберет запасной «парашют». Зная, писали не только план «А».

А вот кому действительно надо запасаться валерьянкой, так это политическим силам, электоральная поддержка которых не дает шансов преодолеть пятипроцентный проходной барьер. Речь идет о «Свободе», УДАРе, политических силах Анатолия Гриценко, Натальи Королевской. Если говорить о соратниках регионалов, то понервничать придется Литвину. Хотя… Владимир Михайлович, и не дожидаясь решения КС, сделал свой выбор. Он давно и последовательно окучивает один из мажоритарных округов на родной ему Житомирщине. При этом действующий предводитель депутатского корпуса часто ездит в свой округ (на открытие школы или для созерцания отремонтированной больницы) за счет налогоплательщиков – под видом служебных командировок. Впрочем, это тема для отдельного разговора...

Решение Конституционного суда ставит перед жестким выбором политиков, чьи партии имеют не высокие (мягко говоря) шансы преодолеть проходную отметку в 5%. Некоторые политические деятели, комментируя по «горячим следам» решение КС, озвучили свою позицию. «Наша Украина», похоже, окончательно расколется. Наливайченко и несколько других «оранжевых», если вдруг не смогут заполучить место в списке объединенной оппозиции, пойдут по мажоритарке. Они, к слову, имеют неплохие рейтинговые позиции в западных регионах Украины. Что касается Ющенко, то он попытается въехать в Раду будущего созыва (по списку УНП) в компании Костенко, Матвиенко и прочими товарищами правой ориентации. Хватит ли «бензина» - большой вопрос.

Наталия Королевская и Виталий Кличко в унисон заявили о том, что не будут выдвигать свои кандидатуры по мажоритарному округу – станут во главе списка своих политсил. Решение, прежде всего с моральной точки зрения, правильное. Правда, если у Кличко есть неплохие шансы провести свою партию в ВР, то Королевская рискует оказаться за парламентским бортом. Впрочем, кто не рискует…

Анатолий Гриценко на данный момент не рассказал о том, будет он баллотироваться по мажоритарке или же возглавит список своей «Гражданской позиции». Впрочем, тут есть и третий вариант. Экс-министр обороны может присоединиться (соответствующие переговоры ведутся) к оппозиционерам, объединившимся в рамках Комитета сопротивления диктатуре (КСД).

В лагере «большевиков» все гораздо проще. Литвин либо пойдет по мажоритарному округу, оставив свою политическую силу «осиротевшей», либо, как господин Тигипко, растворится в Партии регионов. Рейтинг наследников Ильича позволяет им идти на выборы самостоятельно. И, вероятнее всего, в парламенте будущего созыва, мы снова увидим Симоненко, Мартынюка и сотоварищи. Другие серьезные политические игроки на властном поле отсутствуют как вид.

В завершении несколько слов о скандальной норме, которая позволяла кандидатам в депутаты выдвигать свою кандидатуру и по партийному списку, и по мажоритарному округу одновременно. Безусловно, упразднение решением КС данной нормы, сделает битву (и в оппозиционном лагере, и в стане власти) за места в партсписке более жесткой. И это понятно, ведь работа на мажоритарном округе требует больших усилий, чем банальная покупка проходного места в списке. Поэтому они нервничают. Посему – кто открыто, а кто кулуарно критикует решение Конституционного суда. Отмена «двойного» баллотирования – это их проблема и можно не сомневаться в том, что они найдут способы ее решения. Жаль только, что новых карт в замусоленной политической колоде почти не появится…

Ключевой вопрос: «Какова роль избирателя во всей этой скандальной истории с двойным баллотированием?». Ответ очевиден – нулевая. Вывод? Оппозиция и власть, сообща голосуя за закон о выборах, думалиа исключительно о своем месте на парламентской «орбите». Если бы хоть кто-то думал об интересах избирателя, в обновленном законе о выборах, была бы четко и ясно выписана формула, позволяющая рядовым украинцам в любой момент отозвать своего «слугу» из здания под стеклянным куполом.