УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Белорусский транзит: почему мигранты с Кавказа стремятся в ЕС

648
Белорусский транзит: почему мигранты с Кавказа стремятся в ЕС

Корреспондент DW побывал на железнодорожном вокзале Бреста, чтобы выяснить, кто "штурмует" белорусско-польскую границу и чем вызван нынешний бум миграционной активности.

Расстояние от Бреста до польского приграничного городка Тересполь поезд местного формирования преодолевает за 18 минут. Именно этот маршрут пользуется сейчас особой популярностью у представителей кавказского региона, которые намерены попасть на территорию Евросоюза.

"Увидеть немного счастья"

В утренние часы у входа в таможенный зал станции Брест-Центральный многолюдно, а у тех, кто не позаботился о билетах заблаговременно, поездка в Польшу может сорваться вовсе. "На поезд в Тересполь в кассах ничего нет: теперь билеты заранее целыми вагонами выкупают чеченцы", - делится местная жительница, которая отправляется в соседнюю страну за покупками.

Как оказалось, в очереди находятся не только жители Чечни, но и Дагестана, а также несколько семей из Грузии. Фотографировать народ на вокзале не позволяют пограничники - это режимная зона. Да и сами пытающиеся отправиться в Польшу не стремятся попасть в объектив. Не все соглашаются и на просьбу представиться и рассказать о целях поездки, однако женщина лет пятидесяти ответила на несколько вопросов DW. "Я - из Грозного. Муж пропал без вести. Жить там теперь нет сил, хочу увидеть немного счастья. Некоторые мои родственники уже перебрались в Европу, попробую это сделать и я", - рассказала собеседница, не пожелав вдаваться в подробности нынешней жизни в Чечне. А вот ее земляк, назвавшийся Омаром, причину отъезда с родины назвал просто: "нет работы". Теперь он желает воссоединиться с семьей брата, обосновавшегося во Франции.

Польша как "окно" в Европу

Из дальнейшего разговора выяснилось, что для подавляющего большинства мигрантов с Кавказа маршрут следования примерно таков: из родных мест автобусом до Москвы, оттуда поездом в Брест, где делают пересадку на упоминавшуюся уже электричку до польского Тересполя. Если, чтобы прорваться за кордон, беженцы выбирают не обходные пути, а пункт пропуска на границе, то нелегалами они не считаются.

Белорусские пограничники не обязаны проверять наличие виз у граждан России, а потому отсутствие "шенгена" не является препятствием для пересечения границы. На польской же стороне мигранты первым делом заявляют о желании получить статус беженца. Правда, называют ли они причиной своего решения ту же безработицу на родине, личные мотивы или политический фактор - неизвестно.

Зато известно другое. Почти все уроженцы Кавказа говорят о том, что желают воссоединиться с близкими родственниками, уже живущими в различных странах Евросоюза (как правило, упоминаются Германия и Франция). Польша редко является конечной точкой маршрута: чаще речь идет о транзите для дальнейшего пути на запад.

На границе ставят рекорды

По информации Государственного пограничного комитета Беларуси, если в июне-июле нынешнего года в железнодорожном пункте пропуска "Брест" зафиксировано от 1700 до 2000 попыток жителей кавказского региона и стран Центральной Азии выехать в Польшу, то в августе - около 8300. Первый осенний месяц может обновить эти рекордные показатели: за десять дней сентября было зарегистрировано свыше 4 тысяч попыток мигрантов попасть на польскую территорию. В белорусском пограничном ведомстве обращают внимание, что эти данные касаются количества поездок, а не числа беженцев (получив отказ, некоторые из них могут за сутки пересечь границу не менее трех раз).

Сами мигранты подтверждают, что многократно пытаются въехать на польскую сторону. "Я уже был там восемь раз, но люди делают и по 30, и по 40 рейсов, пока их с границы отправят не обратно в Беларусь, а в лагерь для беженцев на территории Польши", - говорит чеченец Омар.

Как отметили в региональном управлении по гражданству и миграции, поток беженцев из Чечни и Грузии через Брест идет постоянно еще со времен военных действий на этих территориях. Нынешний рост может быть связан с общей ситуацией в странах Европы, где тема миграции стала приоритетной и обсуждаются варианты, связанные с увеличением финансовой помощи на эти цели. Потенциальными беженцами подобная информация воспринимается как дополнительный стимул к переезду в ЕС.

Бизнес на мигрантах

Жители Бреста по-разному реагируют на миграционный всплеск в своем городе. Кто-то высказывает озабоченность тем, что теперь сложнее выехать в соседнюю Польшу самым доступным видом транспорта, для других же появилась возможность дополнительного заработка на предоставлении услуг приезжим. В местных агентствах недвижимости в последнее время отмечают повышенный спрос на посуточную аренду квартир, поскольку выходцы с Кавказа предпочитают снимать именно такое жилье, а не гостиничные номера.

Правоохранительные органы уверяют, что из-за потока мигрантов криминогенная ситуация в Бресте не ухудшилась: эта категория гостей редко гуляет по городу, старается без лишней необходимости не покидать территорию вокзала или места временного проживания, добираясь туда и обратно на такси.

Что касается ситуации в польском Тересполе, то там с неудобствами сталкиваются пассажиры, желающие уехать в Беларусь: посадка в вагоны "обычных" граждан производится теперь только после того, как эту процедуру пройдут лица, которым отказано в статусе беженца и надлежит вернуться в Брест. В тот же день или на следующее утро мигранты попытаются вновь попасть на Запад.