УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Отмена "особого статуса" части Донбасса: эксперты о том, как противостоять боевикам и России

Отмена 'особого статуса' части Донбасса: эксперты о том, как противостоять боевикам и России

3 ноября Президент Петр Порошенко выступил с обращением к украинскому народу. Псевдовыборы на Донбассе он расценил как грубое нарушение минского протокола и пообещал вынести на сегодняшнее заседание СНБО вопрос об отмене закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Что означает отказ от "донбасского" закона в контексте войны России против Украины? Следует ли предоставить фактически оккупированной территории соответствующий статус? Будет ли возобновлена острая фаза АТО? Как сохранить регион в составе Украины? На эти вопросы в комментарии "Обозревателю" ответили: политолог Виктор Небоженко, экс-заместитель главы СБУ, генерал-лейтенант Александр Скипальский и профессор права Виктор Мусияка.

ВИКТОР НЕБОЖЕНКО: Обеспечение временно оккупированных территорий должно осуществляться по остаточному принципу

-Я с самого начала говорил о том, что принятие этого закона будет использовано Путиным для наступления на Украину и не улучшит ситуацию ни с перемирием, ни с Украиной. Так оно и произошло. Приятно, что молодой начинающий дипломат и Президент Украины Порошенко нашел в себе мужество исправить эту ошибку. Но сказав "а", он должен сказать и "б". Нужно вводить элементы военного положения на территории, оккупированной российскими войсками. Ни о какой политике, ни о каком пиаре не должно быть речи. Это то, что предлагали сделать еще три месяца назад. И слава Богу, что Порошенко понял свою ошибку.

-Эти территории должны получить статус временно оккупированных?

-Конечно. И там должна быть украинская администрация, которая должна отвечать и за военные действия, и за гражданские. Как и во всем мире. А вся остальная континентальная Украина должна готовиться к демократическим реформам – как это делается в других странах, которые столкнулись с такой же ситуацией.

-Если Донбассу будет предоставлен статус, подобный тому, который предоставлен Крыму, это означает, что государство отказывается от своих обязательств по обеспечению этого региона всем необходимым: газом, электроэнергией, водой…

-Нет. Обеспечение временно оккупированных территорий должно идти по остаточному принципу. Сначала все идет на континентальную Украину, которую признает центральное правительство, а остатки – временно оккупированным территориям. Но освобожденные территории – это украинские территории.

-То есть государство Украина должно будет смириться с тем, что этот регион не будет оплачивать коммунальные услуги.

-И соответственно не будет ничего получать взамен. Потому что там идет война.

-Они не будут получать пенсии и другие соцвыплаты?

-Как мы можем выдавать им пенсии, если Донецк оккупирован? Как мы можем выплачивать пенсии людям, которые стреляют в украинских военных? Я не совсем понимаю. Сепаратисты организовывают нападения на украинские блокпосты, обстреливают украинские территории – мы что, после этого должны тут же выдавать им зарплаты и пенсии? То же самое по Крыму. Крым – временно оккупированная территория, поэтому передавать туда воду, газ, тепло, сало, мясо, молоко мы не можем. Мы просто не можем этого туда поставить.

Нельзя одновременно снабжать захваченные сепаратистами территории и сражаться с ними. Так не бывает. Россия в этом смысле поступает правильно – она посылает оружие и снабжает сепаратистов со своими так называемыми гуманитарными конвоями. Как только сепаратисты перестанут воевать с Украиной, Россия перекроет им гуманитарный конвой.

АЛЕКСАНДР СКИПАЛЬСКИЙ: Террористы, пророссийские наемники и российские войска хозяйничают на украинской территории и убивают украинцев за счет того, что их содержит Украина

-Это абсолютно правильное решение. На мой взгляд, сегодня нужно заявить о том, что люди, которые остаются на оккупированных территориях, должны сделать свой выбор. Кто хочет проживать в Украине, должны переселиться в Украину. Нужно также прекратить все поставки всего украинского в этот регион. Потому что это выглядит надругательством над элементарной логикой: бандиты, террористы, пророссийские наемники и российские войска хозяйничают на украинской территории и убивают украинцев за счет того, что их содержит Украина. Такого нигде в мире нет.

Необходимо прекратить любые поставки и финансирование, кроме гуманитарной помощи. Но содержать чужие войска на своей территории – ни одна страна на это не пойдет.

-Считаете ли вы, что это заявление Президента Порошенко – предостережение для Путина?

-Я не думаю, что это будет предостережением для Путина – он не реагирует и на более серьезные вызовы, которые стоят перед ним. Поэтому мне кажется, что это разъяснительная позиция Президента, чтобы его поняло общество и мировая общественность. Это заявление адресовано, в первую очередь, тем людям, которые могут оказаться в очень непростой ситуации.

-Будет ли отмена этого закона фактическим отказом Украины от обязательств по минским договоренностям?

-Безусловно, эти договоренности цинично нарушаются. Проведение "выборов" - это констатация. Поэтому сегодня говорить о минских договоренностях смешно.

-Таким образом, Украина развязывает себе руки и теоретически может возобновить острую фазу АТО?

-Я не готов сказать, готова ли Украина возобновить острую фазу АТО – этот вопрос, вероятно, будет рассматриваться на заседании СНБО. Я не готов призывать к активной фазе, не зная реального положения наших Вооруженных Сил и других силовых структур.

-Какими возможностями сегодня располагает украинская власть – политическими и военными, - чтобы сохранить этот регион за Украиной?

-Во-первых, необходимо сохранять спокойствие. Во-вторых, консолидировать наше общество, прекратить политическое противостояние вокруг создания коалиции. Преодолеть коррупцию, взяточничество и злоупотребления на границе. После Майдана там ничего не изменилось.

ВИКТОР МУСИЯКА: Государственное управление на временно оккупированных территориях? Можно только медитировать

-С правовой точки зрения есть соответствующая процедура для отмены закона. Президент не может его просто отменить. Он должен поставить вопрос перед Верховной Радой, чтобы она признала этот закон прекратившим действие.

С точки зрения содержания этого закона – он достаточно серьезно критиковался. Но сейчас ситуация сложилась таким образом, что действительно в нем нет никакой необходимости. Это демонстрация отношения Президента к тому, что произошло 2 ноября ("выборы" на Донбассе – Ред.). По существу, нанесен очень серьезный удар по минским соглашениям. Это лишнее доказательство того, что вторая сторона недоговороспособна. Что-то подписывать и потом не выполнять – это говорит о том, что с ними иметь дело очень сложно.

-Следует ли предоставить этим территориям статус временно оккупированных?

-Дело в том, что в Крыму было все ясно. Там не было никаких столкновений, Россия просто оккупировала Крым, а мы просто приняли этот факт. Но на Донбассе идут боевые действия, тут есть динамика процесса, и до окончания этой динамики говорить о статусе преждевременно. Тем более что попытки договориться с той стороной ни к чему не привели. Более того, вы видите, какой потенциал там наращивается. Прогнозировать развитие ситуации под силу, наверное, только военным специалистам.

Кроме того, эти территории могут сужаться, расширяться. Военного положения нет, нет даже линии фронта, потому что официально войны нет. Поэтому мы в ситуации довольно-таки деликатной.

-Существует ли теоретическая возможность организовать государственное управление на неподконтрольной государству территории?

-Какая возможность? Можно только медитировать.