УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Диплом или жизнь

Диплом или жизнь

Пока на востоке страны идет настоящая, хоть и не оглашенная война, при внешней декларативности соблюдения прав украинских граждан, живущих там, на практике они не могут рассчитывать почти ни на что. Начиная с того, что им было достаточно сложно проголосовать на президентских выборах, и заканчивая проблемами с почти полным отсутствием поддержки со стороны государства. К этому диапазону проблем добавилась еще одна: студентам ВУЗов восточных регионов теперь нужно выбирать: диплом или жизнь.

"Пусть нас бомбят. Но давайте сначала спасем детей"

- Люди у нас тут, в Донецке, говорят: да пусть бомбят, если надо! Если никакого другого способа нет избавиться от этого ужаса – пусть нас бомбят! Люди понимают, что иначе с вот этой плесенью ужасной никак не справиться. Но у нас есть дети. Поэтому давайте мы сначала как-нибудь спасем тех, кто здесь есть, а потом будем с плесенью сражаться.

Так говорит о настроениях в Донецке местная жительница Марина. Мать двоих детей, она уже давно бы собрала вещи и уехала подальше от террористов и от войны. Если бы не одно препятствие – учеба старшей дочери в университете.

Девочка с отличием закончила школу – и поступила на бюджет в Донецкий НТУ на факультет компьютерных наук и технологий. В будущем она рассчитывала заниматься программированием медиасетей и компьютерным дизайном. Когда заканчивала второй курс, в Донецке началась война. А студенты оказались перед выбором: либо бросать учебу и спасаться бегством – либо, рискуя жизнью и здоровьем продолжать ходить на пары.

- Воспользоваться какой-то помощью не может не только моя дочь, но и другие люди, которые могли бы перевестись и решать, как дальше жить в условиях, в которых мы оказались. Нет рассмотрения вопросов этих студентов со стороны наших деканатов и ректоров и со стороны Минобразования, - говорит Марина.

Марина начала думать, как отправить в место поспокойнее свою дочь, сохранив для нее возможность продолжать обучение. Обращалась в различные ВУЗы Украины с просьбой о переводе. Писала во Львов, Тернополь, Луцк… Ответили не все. Те, кто все же ответил, дали понять: с переводом студентов с восточных регионов возникают проблемы.

- Я писала от имени дочери письма. Другие родители также посылали такие письма. Нам всем отказывают. Говорят, что перевестись вот так посреди года мы не можем. Они нам ничем не могут помочь, потому что по нам такого постановления, как по крымчанам, для которых внедрили упрощенный порядок перевода, не существует. От министерства, наверное, должно быть такое централизованное постановление по всем ВУЗам. Наши студенты пишут в министерство жалостливые письма. Честно говоря, выглядит смешно - нужно объяснять, по какой причине хотят перевестись. Такое впечатление, что никто не видит и не понимает, что творится в стране.

"Отказ в переводе на бюджет – это выбивание земли из-под ног"

Отдельная история – с переводом на бюджет. Без распоряжения Минобразования и соответствующей нормативной базы руководство вузов не может самовольничать и увеличивать количество студентов, чье обучение оплачивает государство. А жители востока, которые, спасаясь от опасности, бросают все и уезжают, как говориться, в чем мать родила, платить за учебу попросту не могут. Ведь беженцам приходится думать не только о том, как бы увеличить заработки вуза, но и о жилье, о поисках работы и пропитании.

Тут не у всех есть вообще какие-то источники дохода. Не говоря уже о больших сбережениях для начала жизни на новом месте

- Кому-то сейчас может померещиться, что мы ищем себе лучшей жизни – я уже и такие обвинения слышала. Просто уже не хочется реагировать на такого рода закидоны. Люди должны понимать ,что это такое - сорваться внезапно… Тут не у всех есть вообще какие-то источники дохода. Не говоря уже о больших сбережениях для начала жизни на новом месте. Не все могут отправить студента и в другом город поддерживать его существование. Отказ в бюджете в текущей ситуации - это просто выбивание земли из-под ног, - рассказывает Марина.

"Затишье мало у кого вызывает надежду"

А бежать в Донецке есть от чего, пусть шокирующие реалии войны настигли дончан и позже, чем жителей Луганска, Мариуполя или Славянска. Во-первых, проукраинских жителей города те, кто поддерживает террористов, постоянно изводят оскорблениями и угрозами. Поэтому демонстрировать свои убеждения на Донбассе сейчас – опасно.

- Мы оплакивали погибших под Волновахой ребят, украинских военных. Но вряд ли кто из нас решится в своем профиле в соцсети вместо аватарки поставить траурную картинку со свечей, - говорит Марина.

На них даже открыли охоту, возвращая на Донбасс синтез атмосферы 1937 года с элементами капитализма.

- Мой крестник, парень 19 лет, говорил, что ему на днях абсолютно серьезно рассказывали приятели, что на таких как мы (тех, кто поддерживает единую Украину) можно заработать. Говорят: "А что? Кого не знаешь - можно сдать", - пересказывает услышанное Марина.

Жить сейчас в Донецке страшно по умолчанию. Из дому люди выходят лишь по крайней нужде. И не важно, звучат ли в данный момент взрывы и выстрелы или сохраняется хрупкое подобие мира.

- Мало у кого это затишье вызывает надежду. Мы уже поняли, что в эти дни в город стягиваются новые и новые силы и мы ходим в полуобморочном состоянии, глядя на это все и гадая, какой же бой будет следующим, - говорит Марина.

В родных альма-матер донецким студентам навстречу идти не спешат. Война-войной, а пары – по расписанию – так, видимо, решили в администрации Донецкого НТУ и объявили, что учебный процесс продолжится в обычном режиме. После многочисленных обращений встревоженных за своих детей родителей, в вузе пошли на уступки: разрешили не ходить на пары тем, кто живет возле мест боев, пообещав, что эти пропуски не будут считаться прогулами.

Еще на прошлой неделе о переносе сессии речь не шла вообще. А именно это – сдача сессии – является основным условием перевода дочери Марины в письмах из тех университетов, которые вообще рассматривают возможность принять девушку к себе.

- У нас есть два таких согласия из Тернополя и из Луцка. Хорошо, мы вас примем, но когда вы сдадите сессию. У нас она по графику, как она обычно и была. Первая консультация 15 июня. И как долго это все будет длиться, мы не знаем, - возмущается Марина.

"На Донбассе, в отличие от Крыма, есть украинская власть"

В МОН "Обозреватель" уверили: в министерство по поводу перевода в другой ВУЗ обращались единицы студентов из Донецкой и Луганской областей. И, хотя чиновники и не видят оснований приравнивать ситуацию в Крыму к тому, что происходит на Донбассе, на определенные уступки в министерстве все-таки решили пойти – и довело свои рекомендации по поводу разрешения существующей ситуации до администраций ВУЗов в проблемных регионах.

- На Донбассе, в отличие от Крыма, есть украинская власть, хотя, конечно, мы понимаем, что в связи с последними событиями, нормальное обучение там проводить нет возможности. Поэтому мы сейчас изменили немного порядок: студентам невыпускных курсов предлагается перенести сессию на сентябрь, если университет считает это нужным. А для студентов выпускных курсов мы предлагаем найти другие способы сдачи выпускных экзаменов (в дистанционном или электронном формате) для того, чтобы не было необходимости приходить в университет, который вдруг может быть захвачен или обстрелян, - рассказала нам первый зам министра образования и науки Инна Совсун.

Мы рекомендовали перенести сессии на сентябрь, чтобы не было необходимости приходить в университет, который вдруг может быть захвачен или обстрелян

Вместе с тем, она подчеркнула: пока речь о возможности переводов в другие ВУЗы не идет. Поэтому родителям студентов Донбасса придется надеяться на то, что украинским силовикам хватит 2,5 месяцев для того, чтобы полностью стабилизировать ситуацию на востоке. Иначе уже осенью проблема для студентов встанет с новой силой.

P.S. Уже в момент публикации материала "Обозревателю" стало известно, что администрация Донецкого НТУ прислушалась к рекомендациям МОН Украины. И дочь Марины, как и ее однокурсники, смогут сдать летнюю сессию в начале осени.