УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Оружие и переговоры: Стратегия России в Сирии

3,8 т.
Оружие и переговоры: Стратегия России в Сирии

В США опасаются, что Россия может начать военную операцию в Сирии. В то же время позиции правительств в Москве и Вашингтоне сблизились, по крайней мере, в отношении режима Асада.

Поставки вооружения из России в Сирию происходят далеко не первый раз. Напротив, правительство в Москве уже давно поддерживает режим президента Башара Асада и никогда этого не скрывало. Тем не менее, последние сообщения о поставках военной техники вызвали беспокойство у американцев. Россия усиливает свое военное присутствие в Сирии, чтобы - как полагают в США - иметь возможность вмешаться в конфликт. Бронетранспортеры, минометы и стрелковое оружие, которые были доставлены в течение последних дней в Сирию, лишь подкрепляют подобные подозрения.

Однако российский министр иностранных дел Лавров беспокойство Соединенных Штатов считает необоснованным. По словам Москвы, речь идет лишь о помощи сирийскому правительству в борьбе с исламистами. Это достаточно понятная и убедительная позиция, полагает Маркус Каим (Markus Kaim), эксперт берлинского Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik).

"Россия уже многие годы оказывает военную поддержку в регионе, в особенности, что касается обучения и помощи сирийской армии, - объясняет эксперт по Ближнему Востоку. - Российское правительство справедливо указывает на то, что очередные поставки вооружений - это лишь реализация уже существующих соглашений".

Военное и дипломатическое участие

То, что Россия может напрямую вмешаться в гражданскую войну в Сирии, представляется Каиму маловероятным. Ведь участие России в этом регионе не ограничивается военной поддержкой. Москва также крайне активно выступает на дипломатическом уровне, подчеркивает эксперт. Так, в августе текущего года, российское руководство предприняло попытку установить контакт между режимом Асада и группой сирийских оппозиционеров. Цель России: укрепить собственное влияние на Ближнем Востоке и дать понять Западу, что без участия Москвы в разрешении этого конфликта не обойтись.

Стратегия, с которой в последние месяцы руководство России явно имело успех, причем не только в отношении Сирии. Целый ряд арабских государств, которые до сих пор долгое время считались близкими союзниками США, в настоящее время начинают ориентироваться на Россию. К примеру, египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси в августе вновь побывал с визитом в Москве - вот уже четвертый раз за последние два года.

Когда после свержения Мухаммеда Мурси - как ни крути, но первого демократически избранного президента Египта - к власти пришел ас-Сиси, Путин одним из первых протянул ему руку. Запад тогда вначале выступил с протестом, однако позднее все же пошел на сближение с ас-Сиси.

Переходное правительство в Сирии?

Вице-президент Объединенных Арабских Эмиратов и иорданский король Иордании Абдалла II, давние союзники американцев, также встретились с Путиным в августе этого года. На Ближнем Востоке разворачивается борьба за превосходство между Россией и США. Между тем, на фоне ситуации в Сирии, их позиции сблизились, считает Маркус Каим: Запад больше не настаивает на том, что конфликт можно разрешить, лишь сместив Асада, в то время как Москва уже не рассчитывает на его победу.

Сегодня, по мнению Каима, Москва стремится к достижению некоего "баланса", чтобы все стороны конфликта осознали - дальнейшие военные действия не имеют смысла. "Иначе все межсирийские консультации, переговоры с сирийской оппозицией, проводимые в Москве, просто бессмысленны", - убежден эксперт.

Британский министр иностранных дел Филип Хаммонд недавно, чтобы разрешить конфликт, предложил создать в Сирии переходное правительство национального единства - вначале под руководством президента Асада, который, однако, спустя шесть месяцев или год должен будет покинуть этот пост. "Вполне может быть, что это станет некой общей позицией России и некоторых западных правительств", - полагает Каим. В некотором смысле, они преследуют одни и те же цели, даже если все участвующие стороны публично этого не признают.