УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Белорусский бизнес в ЕАЭС: старт с торможением

1,3 т.
Белорусский бизнес в ЕАЭС: старт с торможением

В Беларуси до 1 июня приостановлено действие указа о контроле за соблюдением техрегламентов ЕАЭС. По мнению экспертов, отсрочка не решит проблем белорусского бизнес-сообщества.

Всего неделю действовал указ президента Беларуси, вводивший ответственность за нарушение технических регламентов ТС и ЕАЭС, в том числе сертификации и декларирования. 20 февраля был издан другой указ, в соответствии с которым надзор и штрафы для импортеров отложены до 1 июня.

Но эксперты в интервью DW указали на другие проблемы, связанные с неготовностью выполнения техрегламентов. По мнению аналитиков, среди прочего, барьером на пути к свободному рынку является то, что ЕАЭС стартовал без унифицированного законодательства, а также без единого союзного органа по сертификации.

Передышка для чиновников

Белорусский союз предпринимателей (БПС), объединяющий представителей крупного, среднего и малого бизнеса, одобрил приостановку указа об ответственности за нарушения техрегламентов. Бизнесмены считают, что штрафы в 2,5 тысячи долларов разорят тех, кто имеет в ассортименте хотя бы одну единицу товара без сертификата. Поэтому БПС ожидает корректировки законодательства с учетом интересов бизнес-сообщества.

Надеются на продление моратория на проверки и индивидуальные предприниматели (ИП), торгующие импортом без сертификатов, привозимым в основном из России. Торговцы предупредили правительство о забастовке и закрытии рабочих мест с 1 марта, если за отсутствие документов их будут штрафовать с конфискацией товара. По официальным данным, в январе не вышли на работу с неуплатой налогов около 7 тысяч ИП. В марте к ним могут присоединиться еще 25 тысяч человек.

Однако председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства, юрист Сергей Балыкин убежден - отсрочка контроля дает передышку не предпринимателям, а чиновникам, и свидетельствует об их неготовности к работе на рынке ЕАЭС. "Белорусская система органов сертификации оказалась не в состоянии выдать нужные документы огромному числу субъектов хозяйствования", - заявил эксперт в интервью DW.

Что будет с ИП?

Если юридические лица за 3 месяца сумеют адаптироваться к новым требованиям, то, как считает Балыкин, ИП с продукцией без сопроводительных документов и сертификатов не впишутся в правила соблюдения техрегламентов ЕАЭС. "Им придется приобретать товар там, где выдают требуемые бумаги, или становиться торговыми агентами крупных торговых сетей", - говорит эксперт.

На внутри белорусский аспект отмены только что введенного указа обращает внимание и главный редактор журнала "Валютное регулирование и ВЭД" Владимир Артюгин. "Это отражение давней борьбы между крупными ритейлерами-оптовиками и владельцами рынков, где работают конкуренты оптовой торговли - мелкие торговцы импортом", - считает Артюгин.

По его мнению, правительство Беларуси взяло тайм-аут до 1 июня, чтобы разобраться, насколько серьезна угроза безработицы в случае, если ИП начнут массово уходить с рынков из-за невозможности выполнять техрегламенты ЕАЭС.

Переходный период

Однако заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Гайдара Александр Кнобель сообщил DW, что в России нет таких суровых, как в Беларуси, мер наказания за несоблюдение техрегламентов. Предусмотрен длительный переходный период для адаптации бизнеса в ЕАЭС и в Казахстане.

При этом аналитик указывает на иные причины, стоящие на пути бизнеса в рамках интеграции. "Кроме сертификации, есть множество ограничений, которые мешают торговле и снижают товарооборот", - говорит Кнобель. Например, разные санитарные требования к качеству продукции в Беларуси и в России формально позволяют вводить запрет на поставку со ссылкой на местные стандарты.

Но даже если техрегламенты вступят в действие, мытарства бизнеса не закончатся, уверен эксперт. В государствах ЕАЭС действуют свои контролирующие органы, которые могут найти причины для ограничения продаж на своей территории.

Снять проблему, по мнению эксперта, могло бы создание единого регулирующего центра по сертификации продукции в рамках ЕАЭС. "Эта организация выдавала бы сертификаты для беспрепятственной реализации товаров на территории ЕАЭС", - говорит Кнобель. Но, по его словам, создание такого органа не запланировано договором о ЕАЭС, потому что "государства-участники не хотят отдавать на наднациональный уровень процессы регулирования торговли".

Как жить в доме с недоделками

"Несколько лет евразийская интеграция развивалась в режиме показательных выступлений с декларациями о новых этапах", - комментирует ситуацию директор по исследованиям минского Либерального клуба Евгений Прейгерман. Когда же пришло время выполнять обещания, всплыли противоречия, такие как невозможность выполнять техрегламенты или нежелание делегировать Евразийской комиссии части экономических полномочий.

Прейгерман напомнил недавние слова премьера Беларуси, сравнившего ЕАЭС с "домом, который сдали с недоделками". "В этом доме мы сейчас и наблюдаем авральные решения, связанные с деятельностью предпринимателей", - говорит Прейгерман.

А Сергей Балыкин уверен, что сертификация была бы последней проблемой белорусского бизнеса, если исключить постоянное вмешательство чиновников, контроль над ценообразованием, драконовские штрафы, а также декреты и указы, которые вводятся задним числом и подменяют собой законы. "Государство должно устанавливать прозрачные и долгоиграющие правила игры, а не заниматься ручным регулированием, как это произошло с введением и отменой указа о контроле за техрегламентами ЕАЭС", - заключает эксперт.