УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Лишь бы со свободой слова не исчезла колбаса

Лишь бы со свободой слова не исчезла колбаса

На "Шустер live" отмечали юбилей ведущего и тужились в поисках свободы и справедливости

Савик Шустер сразу признался, что программа выходит в записи. Причины две – вчера был День Свободы (тут же был показан репортаж с Майдана)… 68% присутствующих в зале признались, что по-прежнему считают День Свободы праздником. К этим процентам присоединились Петр Порошенко (эх, славные были деньки!), Николай Катеринчук (это день рождения украинского гражданина), Евгений Киселев ( жаль только, сегодня на Майдане народу собралось с гулькин нос), Сергей Червонопиский и Валид Арфуш, который вообще-то связывает праздники с подарками, а какой же подарок – свобода? Нет, это не День Бастилии! Зато Давид Жвания оценил рождение свободы протестовать. Этот праздник не устанавливается и не отменяется президентами, заметил Сергей Соболев. Литовский посол Пятрас Вайтекунас признался, что отмечает праздник для души.

А могли бы шлепнуть…

Наконец-то Савик Шустер назвал и вторую причину – свое 60-летие. Зал, аплодируя, встал. Шустер напомнил, что родился в Советском Союзе, когда не было персональных компьютеров и интернета. Начал свою карьеру переводчиком в Италии в левом издании "Иль Мале" ("Зло"), в котором печатали "утки", скажем, об Уго Тоньяцци – террористе. Как-то раз они склепали фальшивую "Правду", на заглавной странице которой красовался Суслов с татуировкой – портретом Сталина. Далее следовал материал о бегстве Брежнева в Днепропетровск и поиске убежища у красных кхмеров…

Своими воспоминаниями о молодом и антисоветском Шустере поделился президент Лиги профессионального бокса Михаил Завьялов. Якобы Шустер изготавливал футболки, на которых при свете дня проявлялись антисоветские лозунги. Неправда, признался именинник.

А журналистский дебют у Шустера состоялся в Афганистане. Далее последовали Чад, Никарагуа… Но еще из Афганистана Шустер подготовил репортаж о шестерых пленных русских в лагере на юге. Репортаж был отослан в "Ньюсуик", и Савик стал ждать международного признания. Но этого не случилось – зарезали по идеологическим причинам. Зато опубликовали "Шпигель" и "Либерасьон".

А потом на помощь пришло "Зло", и они выпустили фальшивую "Красную звезду" с историей о восстании в Кабуле: кончай войну – все по домам!.. Оставалось лишь расклеить газету в Кабуле. Вот этим Шустеру и довелось заняться… За это он получил "звание агента ЦРУ"…

Шустер зачитал отрывки из газеты – зрители смеялись. Киселев отметил, что ему надо бежать, чтобы не появиться в эфире по двум каналом разом, и напомнил, что был в Афганистане с другой стороны. А потом Шустер появился в Москве со "Свободой" - ей благоволил сам Ельцин. Далее было его сотрудничество с НТВ…

Попадись Шустер в Афганистане ему или Катеринчуку, вряд ли тот остался бы жив, признался глава Союза ветеранов Червонопиский. Гости углубились в афганские воспоминания: 160 тыс. с Украины были призваны… И Червонопиский подарил имениннику книгу и флягу.

Шустер никогда не был агентом ЦРУ

Петр Мага предложил устранить конкурента Киселева – угостить его как следует. Но тот успел еще рассказать о старом НТВ, на котором появилось футбольное ток-шоу "Третий тайм". Потом была создана "Свобода слова", которая и перекочевала в Украину… Жвания принялся разминать шею, а Киселев назвал Шустера своим Вергилием в Украине. Обнялись и почеломкались, и Киселев покинул студию. Только не переключайтесь на "Интер", попросил Шустер…

Пришлось вернуться на Запад, где герой ощутил, что после "Красной звезды" для него был закрыт "мэйнстрим". Тогда ему было непонятно, почему в Союзе не хотят слепить репортаж о сопротивлении в Афганистане. Вот он и сделал для радио "Свобода". Зазвучал эфир с голосом Савика… Червонопиский прищурился, Катеринчук закивал головой, Порошенко перебирал четки…

Не был я никогда агентом ЦРУ, признался Шустер и повел рассказ о другой войне – в Чечне, ведь без нее не стал бы президентом Путин. Ведущий рассказал о похищении журналиста Бабицкого спецслужбами, требованиях умерить пафос, конфликте с Конгрессом и своем переходе на НТВ.

Были показаны отрывки из интервью с Горбачевым, выступления Лукашенко и свары с Жириновским. Программу "Свобода слова" закрыли по политическим причинам – в эфире появился Ходорковский, который переубедил военных… Программу-то закрыли, а Шустера повысили – поставили замдиректора по документальному кино. Тогда он организовал прямой эфир хора Красной Армии из Ватикана, с куняющим Папой. После этого получил звание агента Ватикана и приехал в Украину.

Не играйте в тоталитарную модернизацию

Катеринчук припомнил, что Шустер играл в Канаде в футбол в клубе "Украина"… Сначала играл в "Анкаре", но турки чуть не избили…

Шустер же предпочел припомнить "Свободу слова" с Фрэнсисом Фукуямой, который советовал не играть в тоталитарную модернизацию. Актуально? 6 тыс. долларов в год должна быть зарплата, заметил Фукуяма…

Зато у нас по 11 тыс. грн. долга на каждого, напомнил Соболев. Снова про свободу говорим – кто это мог предположить в 2004 году? Пока же у нас куча народу в местах не столь и столь отдаленных. Два с половиной года тоталитарного режима с тотальными обещаниями и их невыполнением. Выход – лишь в свободе… Поэтому Соболев пожелал Савику оставаться самим собой и выучить украинский. Он тут же подарил имениннику "Историю Украины" Грушевского… Могу говорить по-украински, да только жалко портить язык, признался Шустер.

Экономика – это философия, многозначительно поведал Жвания, это формула справедливости. Украинской же экономической модели не существует – это хаос… Так же хаотично Жвания принялся рассуждать о евроинтеграции, сверхприбыли и больших шагах с большим будущим.

Украину все хотят, но она никуда не идет

У Литвы ведь получилось, заметил Шустер, а Вайтекунас объяснил: мы – бедные, а вы – богатые, вот мы и возвращались в Европу. Посол припомнил, как в начале 90-х получал зарплату в 40 долларов и мог в ус не дуть. Но ведь дул… Литовцы не искали путей через Китай и Америку, а перли в Европу – она же ближе… Литву никто не хотел, она пробивалась сама, подытожил Шустер, а Украину все хотят, но она никуда не идет.

Не в долларах счастье, заметил Порошенко. В России доход на душу в два раза больше, а демократией и не пахнет. В Украине же подросло поколение Майдана, исчезли темники Медведчука. И ЕС нас ждет с распростертыми объятиями, а мы все до пунктика прописали. Вот только политической воли не хватает провести болезненные реформы… Порошенко яростно набросился не понятно на кого за гречку и прочие безобразия. А ЕС – это система ценностей без коррупции. И власть начала боятся, потому Порошенко всем гордится.

Завьялов пожелал детских спортивных школ и лагерей, только не тех. А Савику пожелал оставаться самим собой… Червонопиский поддержал Порошенко, но напомнил про константы – мать и Родину. Можно, конечно, годик поголодать, но надо бить кулаком в четко определенное место.

Рассуждения Жвании оказались еще более расплывчатыми: про людей, которым диктуют, что такое экономика, про вхождение в матрицу, про достойных членов общества… В Литве деньги зарабатывают, а у нас берутся в долг, вставил Порошенко. Но Жвания продолжал двигаться к свободе и справедливости.

Домашнюю работу не выполнили

Заглянули на Майдан, где уже состоялся мордобой… Все сверили время, а посол Литвы признал, что Украина все-таки движется в сторону Европы – шанс есть, и друзья поддержат. Польша и Литва, уточнил Шустер, а вот Франция и Германия что-то не чешутся… Жвания пожурил эти страны за пассивную позицию.

Порошенко рассказал про свою первую поездку в Брюссель в ранге министра: завтраки устраивал – на первом было 7 друзей, на втором – 15. А сейчас все охладели из-за невыполненной домашней работы. Но две трети украинцев рвутся в Европу!

За Францию ответил Арфуш: никак Франция не относится. Но ждет. Хочет узнать про планы. А пока видит лишь неуважение к свободе и правам человека… Соболев припомнил, как получал 20 долларов, но тогда никто не голосовал чужой карточкой… Они с Жванией принялись спорить про подвижки или их отсутствие. Соболев же очертил приоритеты, которые приведут нас в Азию. Ползем туда, пока покупаются фракции и областные советы.

Жвания напомнил, что он самовыдвиженец, которому дали мандат доверия 15 таких же, как он. И вот под руководством Литвина он решает, как начать заседания Рады. Но оппозиция выпендривается – два с половиной часа дискуссия ведется не о чем. А тут еще Соболев обзывается – никогда он не попадет в Европу. Некрасиво! Это не политика, а цирк.

Клоунада – это когда 70 человек в зале дают 240 голосов, пояснил Соболев. А вы вообще на работу не ходите, вернул Жвания. Он вышел к Шустеру и принялся на пальцах показывать, как проходило заседание подготовительного комитета. Катеринчук и Порошенко наблюдали с ироничными улыбками на губах… Эпатажное желание покрасоваться, показать, что все тут засранцы! – воскликнул Жвания… Не имеете право голосовать чужими карточками, стоял на своем Соболев и поинтересовался, как это Жвания снова оказался в большинстве.

Мы постоянно обсуждаем, кто больше украл

На Майдане тем временем уже арестовали и увезли пятерых, но Катеринчук вернулся к биографии Шустера и назвал его нематериальным человеком. Со свободой слова исчезает колбаса, а в России предпочли ориентироваться на желудок. У нас же стоит вопрос гречки… Катеринчук предложил не изобретать велосипед для Украины, а шагать в Европу. Что нам мешает? Мы постоянно обсуждаем, кто больше украл. А большому бизнесу выгодна безработица… Катеринчук пообещал не перегибать палку, но, похоже, уже окончательно запутался в логике изложения. Пришел к тому, что за свободу надо бороться, а бедность порождает страх.

В Москве очень много талантливых людей, признал Шустер, но, когда закрутили гайки, они оказались беспомощны. Общества нет… Вайтекунас припомнил, что в СССР не было ни свободы, ни колбасы. А в нормальных странах, чем больше свободы, тем выше заработки.

Вернулись к юбилейному "оливье", по определению Катеринчука, Шустер же предпочел название "винегрет" и припомнил проект "Великие украинцы". Там уж точно был важен не результат, а процесс. Потом были "Олимпийские страсти".

Без налога на добавленную стоимость

К микрофону пожаловал запоздавший министр культуры Михаил Кулиняк – прямиком из Лувра, где он открывал выставку Пинзеля. Гордость аж распирала его! Европа признала украинскую культуру. Мы не Третий мир!.. А тут еще Рада приняла изменения к налоговому кодексу, и культура освобождена от налога на добавленную стоимость. Теперь начнется эпоха благодати, министерству остается только механизм разработать. Станет выгодно реставрировать исторические строения, а не разрушать их.

Искусство будет доступнее, кивнул Порошенко. А в трудный момент так и хочется пообщаться с ним…

Были показаны кадры Шустера на фоне киевской осени под стихи Маги, который и появился в смокинге и с бабочкой и припомнил почтальона Печкина, который, выходя на пенсию, только жить начинал. Не отпустим! Гости принялись желать: чтоб враги становились друзьями, а друзья не становились врагами, чтобы политики не мешали работать, чтобы не задыхался без свободы, чтобы в 80 выглядел еще моложе. Прозвучало много добрых слов, а Завьялов пожелал полюбить бокс – истинный спорт украинцев. Мага заметил, что никто не пожелал Шустеру 6 тыс. долларов в год.

Кулиняк свистнул девочек из Хора им. Веревки, и те влобали песню, про милого, который скоро придет. Шустер постарался улыбнуться, но глаза оставались грустными.

А в финале Мага запел по-итальянски, к нему присоединилась певица. Когда исполнение перешло на украинский, Шустер даже засмеялся. В студии появились воздушные шарики, и все захлопали…