УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Власти всегда мешает народ

Власти всегда мешает народ

На "Свободе слова" занимались децентрализацией, а местами и федерализацией

Вероятность нападения России на Украину возрастает, сослался Андрей Куликов на и.о. министра иностранных дел Антона Дещицу. А главнокомандующий сил НАТО в Европе полагает, что стянутых к украинской границе войск хватит, чтобы добраться до Приднестровья. Тем временем депутаты Госдумы уже готовы откромсать от нашей страны юго-запад – прокрутить референдумы можно за здорово живешь.

Выстоит ли украинская государственность против военного "экспорта демократии" по-российски?.. Эксперты, почесав затылки, заверили, что украинская государственность выдержит и не такое, если дела будут идти не как при Януковиче, что испытание может стать рождением, становлением и самоопределением, что военная агрессия Путина объединяет в определении пути, что не надо сеять панику и втягиваться в информационную войну.

82% посчитали, что страна не готова к референдуму по федерализации.

Децентрализацию надо проводить, а не федерализацию

В эфире должен был появиться Яценюк, но его вызвал к себе Турчинов, потому пришлось заменить его вице-премьером Владимиром Гройсманом. Украина - наш дом, начал тот. А проблемы федерализации у нас нет, ее нам просто навязывают. Люди же выходят на майданы, чтобы изменить облик и сущность власти. Децентрализацию надо проводить, а не федерализацию.

Гройсман признал, что результатом правления прошлой власти стало полное ограбление страны. Волнения же на местах – результат провокаций, все той же информационной войны. Проблемы языка в стране не существует: болтай, на каком вздумается.

Евгений Магда попросил представить три аргумента для жителей юго-востока. Вернуть и судить Януковича, предложил сперва Гройсман. А что до трех аргументов, то выбирать власть на местах, распоряжаться собственными средствами и одолеть коррупцию. Громада выбирает личность, а власть должна служить тем, кто ее выбрал... А как же подчинение партии? – подкинул Куликов. Открытые списки, пояснил Гройсман.

У людей в селе должны быть средства, чтобы построить клуб и детский сад, продолжил гость и порекомендовал глядеть, как все происходит в Польше. Нам лишь нужно изменить систему управления. За месяц Гройсман пообещал подготовить концепцию. Прежде Янукович выхолащивал любую реформу, а сейчас привлечены лучшие эксперты.

Федерализацию нам навязывает Россия, напомнил Алексей Гарань. Какое они имеют право? Почерк Гитлера. Нам же нужна реформа местного самоуправления. Иначе после федерализации появятся 20 удельных князьков. Гройсман закивал, а Куликов уточнил: 27.

Игорь Колиушко признался, что чувствует себя некомфортно – ни черта не понимает. Чтобы менять дела на местах, сперва нужно изменить Конституцию... Гройсман согласился. Но для этого нужно 300 голосов. От 300 человек зависит все!

Дмитрий Спивак похвалил винницкий период Гройсмана и поинтересовался гуманитарной децентрализацией. Милости просим, отреагировал Гройсман. Мы – многонациональная страна. А многие конфликты искусственно разыграны.

Припомнили, что у нас за 200 грн. можно найти и избирателя, и пацана с палицей. Гройсман снова предложил учиться у Польши. Что же до продажи голосов, то это постсоветский синдром, результат бедности. А у нас миллиарды вывозят наличкой – это ужас. Но злодеев должна вымыть система. Прежде все назначались, а теперь будут выбираться. Систему взяток уже сломали.

А как быть с областными референдумами? – поинтересовался Куликов. Все будет, пообещал Гройсман. Только нельзя голосовать за присоединение к другой стране.

Глупо перетягивать дырявое одеяло

Гройсман присел, а из-за кулис возник Виктор Пинзеник. Мы еще не вступаем в ЕС, напомнил он. А зоной свободной торговли пугать не надо... И Пинзеник принялся пояснять на пальцах: тут такие проценты, там такие... Гарань даже спустил очки и приоткрыл рот. Что до России, то нужно искать другие рынки, продолжил Пинзеник и пожелал перейти к федерализации.

Не надо путать повод с проблемой, заявил гость. Нужно, чтобы люди не зависели ни от Киева, ни от Харькова и Львова. Если начать перетягивать дырявое одеяло, то вместо ног замерзнут плечи. О людях надо думать! Скажем, в городке захотели тротуар и чтобы его подметали. Киев эту проблему не решит, для этого нужен местный бюджет. А в Украине таковых нет. Есть один бюджет и кассы, кормушки.

Политики не хотят слушать решения, доложил Пинзеник. А мы хотим, заверил Куликов. И Пинзеник рассказал про налог на собственность. Но проблема в выделении субъекта самоуправления. В общем, нужна реформа. Пока проблема не будет решена, снегопад останется стихийным бедствием.

Гройсман подключился к дележке средств и припомнил Европейскую хартию самоуправления. Споткнулись на "субсидиарности" - Куликов попросил разъяснить... Средства связаны с полномочиями, заметил Пинзеник. Налоги у нас гуляющие, а недвижимость не сбежит. Наших же депутатов хлебом не корми, а дай разделить бабки.

Куликов удивился теме дискуссии, когда на границе войска стоят. Пинзеник перешел на налог для армии. Про какую доктрину речь – оборонную и нападающую? Думать надо. По Крыму Пинзеник не пожелал быть судьей – получить такой подарок было не дюже приятно.

Крым – наш Сингапур

Из Донецка появился Николай Левченко, который захотел, чтобы в Украине всем было комфортно жить. Насчет Крыма же жаба давит. Но нужно анализировать, почему крымчане дали деру. Посылать же 18-летних против МИГов – это безумие... А как голосовать на референдуме с российскими войсками? – спросил Куликов.

В Крыму был флот, а на востоке нужно переходить границу, пояснил разницу Левченко. Регионы же говорят лишь о реформах, которые укрепят страну – это язык и децентрализация. Левченко похвалил Гройсмана, назвав его вторым после Лукьянченко.

Федерализацию же гость проводить отказался, припомнив годовщину бомбардировок Югославии. Сам же он зарегистрировал законопроект об уголовной ответственности для местных чиновников за использование средств... Гройсман пожалел граждан Крыма и предложил поинтересоваться, почему нет денег в казначействе: вымывались! Неправда, воскликнул Левченко и объяснил, что он говорит о других деньгах. Гройсман повторил, что речь идет о конкретике – о вывозе грузовиками. Левченко кричал в ответ, а звукорежиссеры то понижали, то повышали уровень звука.

Не оружием и лозунгами надо пугать, а вести переговоры с Россией, продолжил Левченко. Может, превратить Крым в Сингапур? Разница лишь в том, что Сингапур – свободный, напомнил ведущий... Перестаньте жить в долг, заявил Пинзеник. А то получается дыра на дыре, никакой фокусник не справится.

Регионалы словесную ламбаду устраивают, ухмыльнулся Спивак. Все такие умные, а страна такая бедная. При Януковиче заикались о децентрализации? Лучше расскажите, где миллиарды Пшонки, Захарченко и прочих? Так что ответственность надо нести, а не учить... В партии миллион членов, пояснил Левченко. Всем нести ответственность вплоть до внуков? Самого же Левченко при подписании Харьковских соглашений в Раде не было. А потом он подавал законопроекты сплошь про децентрализацию. Причина потери Крыма – разгул национализма под прикрытием западных спецслужб. А то, что предало руководство, то это наша беда, наше горе... По студии прошел шорох, а Левченко даже пригрозил народным переворотом.

Вы когда последний раз были на западной Украине? – уколол Куликов. После красноречивой паузы Левченко выдавил: пару лет назад, - и принялся поливать Майдан и западные спецслужбы. Ведущий попросил конкретики. Левченко попытался объяснить, что в лагерях учили бросать коктейли Молотова и что все шло по сценарию. Куликов попросил рассказать про вмешательство западных спецслужб, а Левченко принялся нести околесицу в духе российского ТВ...

В Европе четыре федеративных страны, напомнил Гарань и посоветовал Левченко сходить на митинг и рассказать, что не хочет федерализации. А в Крыму правили македонцы – из Макеевки и Донецка. Они же довели Крым до аннексии... Перестаньте обобщать, призвал Левченко. В Донбассе живут труженики. Мы боролись, а Азаров блокировал... В крике Левченко перешел на Сашко Белого, но в конце потребовал взаимного уважения. Куликов заткнул его с трудом.

Помягче надо

Из Донецка подали предпринимателя и общественного деятеля Энрике Менендеса, который стал объяснять ситуацию в регионе. Люди напуганы. Не знают, что происходило на Майдане, и не ведают, что будет дальше. На небылицы клюют элементарно. Могут рассказать, что в Крыму китайские войска. Тесто местное, а дрожжи российские. Но в Киеве тоже плохо ориентируются – считают, что все делается российскими руками.

Менендес рассказал, как исказили информацию о митинге, который он готовил, на российском ТВ. Но появляется защитная реакция, ведь люди боятся.

Комо эстас? – спросил Гарань и поинтересовался, что же нужно, чтобы в Донецке нормально развивался бизнес. Люди смирились, что рассчитывать нужно лишь на себя, пояснил Менендес. Но они прагматичны и в любой ситуации находят позитив. Хотяс малым и средним бизнесом худо. К Лукьянченко же, по большому счету, претензий нет. Достаточно выехать в другие города поменьше и увидеть, что там полный ужас.

Гройсман призвал донечан его не бояться, а всех политиков – беречь страну. Пинзеник согласился, что страну раскалывают политики, а объединить нас должно будущее. Государственная машина должна работать на человека.

Менендес Пинзеника про будущее поддержал. Бизнесом хочется заниматься, а не политикой, дочку воспитывать. В Донецке же людей пугает риторика новой власти, они чувствуют себя проигравшими. Помягче надо. Нужно понизить уровень страха и истерики... Менендес пожалел, что Левченко уже ушел, а то он его бы спросил: почему в городе можно размахивать российским флагом, а украинским нельзя?

Будем сажать

Глава Одесской обладминистрации Владимир Немировский начал с того, что информация в СМИ большей частью непроверенная. Вот так и рассказывают чуть ли не о дирижаблях, прилетающих из Приднестровья. Есть две проблемы – страх и коррупция. Страх от непонимания будущего, а коррупция разъела тело страны, как рак – мало живых клеток осталось.

Бюджет района недополучает полмиллиарда грн., и два млрд. предназначены на то, чтобы украсть, продолжил Немировский. Чиновник должен объяснять, откуда у него доходы. Как в Штатах. Не можешь – шагай в тюрьму. Кроме справедливости, народ хочет, чтобы власть повернулась к нему лицом. И не грабить! Уже создается бюро по противодействию коррупции. Будем сажать.

А вот захватывать дома не надо, предложил Немировский. Когда захлестывают эмоции – это уже махновщина. Общество должно контролировать расходы чиновников. Это не политические преследования, ведь коррупция не имеет политического лица. Гость зацепил Европу: почему банки хранили деньги наших чиновников?

Магда поинтересовался антимайданом и "Правым сектором". В Одессе нет сепаратизма, заверил Немировский. Антимайдан – все нанятые. Это деньги, а не сепаратизм. Здесь много желающих любить Одессу, так что камня на камне могут не оставить. А "Правый сектор" есть – человек 20. Зато межэтнических проблем никаких.

Создайте министерство яблок

Директор центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко предложил сперва разобраться с понятиями, а потом уж федерализировать. Для начала должны появиться суверенные субъекты. В унитарной же стране может идти речь лишь о децентрализации. У Украины же никогда не было сил для централизованного управления. Но реформы проводить надо.

Да административную реформу мы проводим с начала 90-х, напомнила Вера Наневская. И продолжаем реформировать Советы. Может, воспринять европейский опыт?.. Колиушко принялся рассказывать, как надо, и заверил, что наши Рады не могут быть успешными. Они с Наневской заблукали между Радами, партиями и исполкомами.

Как хорошо работать профессором университета, заметил Пинзеник. Лишь бы студенты не мешали. А власти всегда мешает народ. Если хотите, чтобы в стране исчезли яблоки, создайте министерство яблок. Зато коррупция зацветет пышным цветом.

Плебисциты по выходным

Из Харькова возник Игорь Массалов из фонда "Честь и достоинство", который доложил о проведении плебисцита. 100% участников митинга выступили за федерализацию. Пример – Штаты и Германия, так сказать, лидеры прогресса... А еще есть Россия, напомнил Куликов.

Украинцы утратили остатки интеллектуальных амбиций, заявил Массалов. Русские же – государственно образующая нация, а их заставляют смотреть фильмы с субтитрами. До такого даже татаро-монголы не додумались. Нужно услышать людей с юго-востока, а они хотят русский государственный и федерализацию. Харьковская область может утереть нос Венгрии и Болгарии, не говоря уже о странах Прибалтики. Вот потому и проводим плебисциты по выходным.

Куликов рассказал, как в Харькове попал на штурм обладминистрации и на него набросились ребята, услышавшие, что он говорит по-украински. Массалов парировал, что такое могло быть и во Львове, только с другим знаком.

У нас субтитры чаще украинские, напомнил Гарань и перечислил страны без федерации. Перевыбирайте областное руководство и депутатов в Раде... Массалов привлек на подмогу Конституцию, согласно которой вся власть принадлежит народу... Пинзеник напомнил, что согласно этой статье собирались выбирать президента в Раде. И рассказал про сына, который умеет читать по-русски. Надо дать людям свободу, а не жонглировать управлением между центром и местами.

Массалов похвалил Пинзеника за стаж и напомнил, что за это время он ничего не сделал, чтобы уменьшить число налогов, лишь промышленность развалил. А язык – деликатная сфера. Русский – язык ООН и второй по употреблению в интернете. Но одно дело говорить на нем на кухне, а другое – обучаться.

За свою деятельность Пинзеник согласился отвечать, даже глядеть в глаза. А Спивак пригласил в Одессу, где по-русски можно говорить без проблем. А вот Крым у нас оттяпали! Теперь на юго-востоке идут митинги. Языковой же вопрос в стране не существует – болтаем же по-русски. А ваши плебисциты – сплошь манипуляции. Думать надо во взрывоопасной обстановке. Девять из десяти, кто ставил галочки, понятие не имеет об устройстве Штатов или Германии. Лучше петь украинские песни и рассказывать еврейские анекдоты... Прозвучали аплодисменты. И Спивак рассказал, как вчера на Привозе оркестр сыграл гимн Европы. А Массалов в это время умышленно провоцирует харьковчан.

В Одессе до сих пор две большие разницы, заметил Массалов и заверил, что он за объединение, только с полномочиями и государственным русским языком. Сомневаетесь – проводите референдум...

Куликов пообещал, что на следующей неделе поедет в западную Украину и попытается передать репортаж на русском.

Присутствие оккупантов раздражает

Переключились на Херсон, где в студии находились разнополярные общественный деятель и общественная деятельница. Большинство против референдума, заверил Дементий Белый. За единство собрали огромный митинг, а коммунистов приперлось всего 200-300. Большинство боится федерализма, подразумевая раскол. А Лариса Щепеткина заявила, что она против решения серьезных проблем на майданах. Федерализм – это тоже не наше. Народ должен формировать все структуры власти, и его должны спрашивать, а не полагаться на пришлых людей. Это она имела в виду избранных по партийным спискам.

Присутствие оккупантов раздражает, признался Белый, но действует и положительно – люди объединяются, собирают деньги для военных, везут продукты. Но обстановка тревожная, мерещатся вертолеты в небе, а десантники в кустах. Зато созданы уже отряды самообороны. Когда прибыла миссия ОБСЕ, люди перепугались и рванули к Белому дому... Выяснилось, что и в Херсоне есть такой.

У нас боязливое отношение к майданам, призналась Щепеткина. Видим, что творится в Киеве, и сносит крышу... Гости чуть не поцапались, и Щепеткина выразила недоверие войскам самообороны...

В последнем слове она поинтересовалась у народа, что же он хочет, а Белый пожелал понизить градус агрессии. Эксперты же отметили, что в реформе должна быть первым делом заинтересована Партия регионов, что дискуссия может быть бесконечной, а надо ставить вопрос: зачем, а не почему, что страна стала заложницей проигрыша Донбасса, что регионам нужна беспартийная власть.

Врачи долго боролись за жизнь больного, но он остался жив, процитировал Жванецкого Спивак. Нас лбами не столкнешь, умы не завоюешь – с каждым днем растет число украинцев, желающих жить в единой, неделимой стране. Не пройдут происки врагов, заверил Колиушко, только надо брать будущее в свои руки. Российская агрессия объединила нацию, отметил Магда и предложил создать майданчик для диалога между местными элитами. А единство Украины зависит от каждого из нас.