УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Первый этап завершения войны с Россией: что значит отказ Украины от внеблокового статуса

Первый этап завершения войны с Россией: что значит отказ Украины от внеблокового статуса

23 декабря Верховная Рада совершила Поступок – отменила внеблоковый статус Украины. По сути, снято главное законодательное препятствие для вступления Украины в НАТО.

На вопрос о том, действительно ли речь идет об историческом событии, означает ли оно автоматическое сближение с Альянсом, а также о том, какой будет реакция главного оппонента такого выбора России - в комментариях "Обозревателю" рассказали экс-депутат ВР, политический эксперт Тарас Чорновил и генерал-майор в отставке, президент Атлантического совета Вадим Гречанинов.

Восстановление исторической справедливости и победа здравого смысла

Тарас Чорновил: "Наверное, это решение историческое. Точно так же историческим было решение, когда мы принимали закон "Об основах внутренней и внешней политики" в начале 2000-х, где было сказано, что нашей целью является не только европейская интеграция, но и евроатлантическая интеграция. Тогда мы начали делать реальную адаптацию своих военных и гражданских программ к стандартам НАТО.

Читайте: В НАТО назвали три условия для вступления Украины в Альянс

Потом было еще одно историческое решение со знаком "минус" - в 2010 году была принята измененная редакция этого закона, откуда был исключен пункт об евроатлантической интеграции.

Очевидно, что сегодняшнее решение – это восстановление исторической справедливости и победа здравого смысла. Потому что внеблоковый статус – это нечто совершенно абсурдное в сегодняшнее время. Мы не имели никаких гарантий защиты, мы не имели возможности бороться за получение дополнительных элементов защиты. Поэтому в данном случае отмена внеблокового статуса была абсолютно необходимой вещью".

Первый этап нашего освобождения от войны с Россией

Вадим Гречанинов: "Если использовать это решение в дальнейшем, то оно может быть историческим. Это первый этап нашего освобождения от войны с Россией. Второй этап – это подготовка страны, подготовка армии для вступления в НАТО. Третий этап – провести референдум, который бы показал, что подавляющее большинство людей в Украине за то, чтобы мы вошли в союз с НАТО.

Если все это мы сделаем, если НАТО поверит нам, то мы войдем в этот блок, и Россия не рискнет делать то, что она позволяет себе делать против нас сейчас".

Что не вытекает из этого решения: автоматическое вступление в НАТО

Тарас Чорновил: "Из этого решения никоим образом не вытекает факт вступления в НАТО. Это абсолютно другой процесс, который имеет очень много дополнительных составляющих, в том числе такой важный пункт, как референдум. Мы помним, как "Батьківщина" требовала провести такой референдум накануне парламентских выборов, но это был предвыборный трюк – Юлия Владимировна любила такие вещи.

В данном случае, чтобы вступить в НАТО, мы должны выполнить все предварительные действия, отвечать критериям, закрепить в законодательстве, что мы будем это делать, начать что-то делать, получить план действий по предоставлению членства (ПДЧ) – и после этого провести референдум. И только в случае, если на референдуме будет поддержка, мы сможем сделать тот последний шаг, который не вытекает из закона, принятого сегодня – мы можем подать заявку на вступление в НАТО".

Вадим Гречанинов: "НАТО сегодня говорит, что мы не готовы к членству. Не только морально, но и юридически. Мы должны прийти в НАТО не с проблемами, а для того, чтобы, наоборот, усилить Альянс".

Что вытекает из этого решения: выход на стандарты НАТО

Тарас Чорновил: "Мы должны привести все акты Кабинета министров и все законы в соответствие с этой нормой, в том числе в военной сфере. Мы должны выйти на стандарты НАТО по всем параметрам. По параметру доли ВВП (выделенной на оборонные цели - ред.), предусмотренной в странах НАТО, мы уже превышаем эту норму – ситуация у нас такая.

Следовательно, все новые акты правительства и законы парламента должны носить этот характер и не противоречить логике законодательства НАТО. В ходе этой адаптации мы в ближайшее время имеем право подавать заявку не на вступление в НАТО, а на предоставление ПДЧ. Это план для получения членства, который предусматривает четкую программу действий. Но эти вещи для нас абсолютно выгодные, потому что они стимулируют нас к модернизации, которая просто необходима, в том числе в плане обеспечения Вооруженных Сил. Чтобы не было такого, что волонтеры обеспечивают армию, а власть непонятно чем занимается".

Как отреагирует Россия: пропагандистской трескотней

Тарас Чорновил: "В России (которая уже резко отреагировала на решение Рады - ред.) очень хорошо понимают, что это совсем не означает членства в НАТО, что это очень долгий путь, и что есть одно препятствие, которое создала для нас РФ. Страна не может стать членом НАТО, пока у нее не разрешены территориальные претензии. Пока у нас есть проблемы, теоретически мы можем получить ПДЧ, но получить членство в НАТО мы не сможем. Пока мы не разрешим проблемы с Крымом и с Донбассом.

Россия эту проблему может затягивать до бесконечности, особенно с Крымом. И поэтому они хорошо понимают, что пока членство в НАТО Украине не светит. Поэтому каких-то радикальных, жестких антиукраинских действий в связи с этим я не прогнозирую. Но будет много пропагандистской трескотни".

Вадим Гречанинов: "Границы надо оформлять. А Крым… Если все мировое сообщество станет на нашу сторону, то тогда возможен возврат Крыма в состав Украины. А так, боюсь, пока это невозможно. Потому что Россия делает из Крыма военную базу, с ядерным оружием. Как место отдыха, курортов Крым им абсолютно не нужен. И это крымчане должны понять.

Но даже если Крым останется в том статусе, в котором он есть сегодня, Украина сможет стать членом НАТО. Что касается проблем на востоке – эта проблема может решиться.

Реакция России на решение, принятое сегодня, будет отрицательной. Она будет что-то предпринимать. Могут быть провокации. Россия будет влиять и политически, и экономически, и в военном отношении. И тут надо думать, как противостоять этому. Тут, конечно, нужна мировая поддержка, но пока, на этом этапе, мы способны противостоять России самостоятельно.

Читайте: Такие войны, как на Донбассе, не выигрываются - журналист Бабченко

Это сложное решение, но оно может быть историческим".

Когда Украина может стать членом НАТО: вопрос полутора-двух лет

Вадим Гречанинов: "При условии выполнения ПДЧ, я думаю, Украина может стать членом НАТО в конце 2015-го – в 2016 году".