УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

ЕАЭС: В Беларуси выгод пока не заметили

1,7 т.
ЕАЭС: В Беларуси выгод пока не заметили

Позитивный эффект от вхождения Беларуси в ЕАЭС жители страны еще не почувствовали. Возможно, и не почувствуют, не исключают эксперты. Почему - объясняет корреспондент DW.

От того, что Беларусь с 1 января 2015 года является членом начавшего работу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), граждане страны улучшения своего благосостояния не ощутили, считают аналитики. Наоборот, по их мнению, пока что тесная экономическая привязка Минска к России оборачивается для первого экономическими проблемами. Почему ЕАЭС, о преимуществах которого столько твердили президенты России, Беларуси, Казахстана и Армении, пока не стал синонимом улучшения благосостояния - разбиралась DW.

В условиях "торговой войны"

"Договор о ЕАЭС ничего плохого не принес и впредь не принесет - только выгоду", - заверял в июле 2014 года президент Беларуси Александр Лукашенко. Однако Евразийский экономический союз официально работает уже месяц, а о какой-либо выгоде белорусские чиновники сообщать не спешат. Наоборот, проблемы, которые проявились в экономике Беларуси в прошлом году, плавно перекочевали в год нынешний.

Как отметил в беседе с корреспондентом DW экономист Леонид Злотников, подобное относится к так называемой "продуктовой войне". Россельхознадзор ограничивал поставки белорусской сельхозпродукции в 2014 году и продолжил это делать в 2015-м. Сохранились проблемы у транспортных компаний. Например, по-прежнему для белорусских автоперевозчиков действует запрет на транзит так называемых санкционных грузов через территорию России в третьи страны. "И до 1 января не все подписанные межгосударственные соглашения выполнялись, и после 1 января они выполняться не начали", - констатировал Леонид Злотников.

Аналогичные претензии и у председателя Республиканского общественного объединения предпринимателей "Перспектива" Анатолий Шумченко. По его словам, не выполнены даже предшествовавшие созданию ЕАЭС договоренности. "Приняли технический регламент Таможенного союза, а в России его не исполняют", - посетовал Анатолий Шумченко.

Косвенный эффект

Напомним, в 2014 году в соответствии с данным регламентом белорусские предприниматели, завозившие в страну продукцию легкой промышленности из России, должны были предоставлять соответствующие сертификаты. Однако на практике оказалось, что россияне такие документы предоставлять не хотят. В результате министерство торговли Беларуси перенесло начало торговли по сертификатам Таможенного союза на 1 марта 2015 года, а на текущей неделе замминистра торговли Ирина Наркевич сообщила, что сейчас обсуждается вопрос о продлении отсрочки до 1 января 2016 года.

По словам Анатолия Шумченко, прежде чем объявлять об очередном межгосударственном образовании, было бы неплохо унифицировать все законодательные и нормативные акты, проверить их на соответствие реальному положению дел. Лидер "Перспективы" отметил, что в целом начало функционирования ЕАЭС негативно отразилось на Беларуси, ведь вступление в данный союз стало очередным шагом по привязке Минска к России, а значит, и к ее экономическим проблемам.

Соответственно, падение курса белорусского рубля, снижение покупательной активности белорусов и уменьшение продаж на внутреннем рынке на фоне относительной экономической стабильности в ЕС Анатолий Шумченко связывает именно с участием Беларуси в ЕАЭС. "Не туда вступили", - предположил лидер "Перспективы".

В погоне за дешевыми энергоносителями

Леонид Злотников объясняет отсутствие эффекта от Евразийского экономического союза ошибочностью в начальных предпосылках. По словам экономиста, благодаря ЕАЭС Беларусь рассчитывала получать из России нефть и газ практически по российским ценам, что было основным конкурентным преимуществом Минска.

Но в условиях стремительного падения цен на энергоносители, данное преимущество улетучилось. И Беларусь стала проигрывать конкуренцию западным товарам не только в ЕС, но и на российском рынке. Более того, из-за низких цен на нефть практически исчезла экспортная пошлина от реализации за рубеж белорусских нефтепродуктов.

В результате бюджет страны стал недополучать традиционные дивиденды от тесного взаимодействия с российской "нефтянкой". "То есть вступление в ЕАЭС для Беларуси фактически обессмыслилось", - полагает Леонид Злотников.

До результатов надо дожить

Вместе с тем глава совета Международного консорциума "ЕвроБеларусь" Владимир Мацкевич напомнил, что многие белорусские и зарубежные политологи изначально говорили о нежизнеспособности Евразийского экономического союза, сравнивая его с другими подобными образованиями.

Основной причиной такого диагноза, по его словам, являлось чрезмерное доминирование в данном объединении России, что может повлечь пренебрежение интересами других членов союза. В то же время Мацкевич признал, что месяц - достаточно малый срок, чтобы оценивать эффективность ЕАЭС.

Экс-депутат белорусского парламента, политолог Ольга Абрамова также пока не склонна окончательно хоронить новый союз, но при этом не усматривает и его позитивного воздействия. "Я не думаю, что в сегодняшней ситуации это объединение может принести значительный рост благосостояния жителям всех входящих в него стран. Особенно с учетом крайне негативного для этих стран внешнего фона", - считает Абрамова.

При этом она не исключила, что некоторые из стран в силу различных обстоятельств, например, из-за смены власти, могут захотеть выйти из ЕАЭС. Но в целом, по мнению политолога, Евразийский экономический союз, если он будет реализовываться так, как задумывался и прописывался на бумаге, должен рано или поздно "выстрелить". "Вопрос лишь в том, все ли участники процесса доживут до этого светлого будущего", - резюмировала Ольга Абрамова.