УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Эксперт: Кризис в Афганистане выгоден радикальным силам

1,1 т.
Эксперт: Кризис в Афганистане выгоден радикальным силам

Какую роль играют талибы, кому выгодна война в Афганистане, можно ли говорить об афганском мире? С этими вопросами DW обратилась к бывшему афганскому политику, проживающему в ФРГ.

К Афганистану сегодня приковано внимание стран Центральной Азии. Поводом стало обострение ситуации в северных афганских провинциях. Аналитики пытаются выявить причины и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации близ рубежей постсоветских стран. К чему идет Афганистан, и где искать ключи к миру в этой стране - с этими вопросами DW обратилась к бывшему члену афганского правительства, министру транспорта Афганистана в 1980-е годы Асгархелу Мангалу, который сейчас живет в Германии. С экспертом удалось пообщаться после круглого стола, организованного в Душанбе Фондом имени Конрада Аденауэра и Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ).

DW: Почему традиционно спокойный север Афганистана в нынешнем году превратился в очаг нестабильности? Его даже пытаются сравнить с Северным Вазиристаном.

Асгархел Мангалу: Да, вы правы. Север Афганистана был спокоен, там развивалась экономика. Но кому-то такая ситуация, по-видимому, не нравилась. Нынешний кризис спланирован определенными силами, которые хотят, чтобы в северных провинциях бушевала такая же война, как и на юге.

- Вы можете назвать силы, которым не выгоден мир в Афганистане?

- Это радикальные силы, которые находятся в Пакистане, арабских государствах и в самом этом регионе. Им не нужна стабильность, ведь в условиях войны они могут диктовать свои условия, как афганскому правительству, так и соседним странам Центральной Азии.

- В минувшем году международные силы содействия безопасности в Афганистане завершили операцию "Несокрушимая свобода". Но США и их союзники остались в Афганистане с миссией "Решительная поддержка", заявленная цель которой - подготовить боеспособную афганскую армию. Как вы оцениваете 14-летнее пребывание стран НАТО в Афганистане?

- Нельзя сказать, что США и западные страны совсем ничего не сделали в Афганистане. Это было бы несправедливо. У нас появилась конституция, парламент, проходят выборы, девушки стали ходить в школу, дороги были построены. Но многое американцам и европейцам сделать не удалось. Я имею в виду экономическую сферу. Афганцы не получили того, чего ожидали - мира, стабильности и развития. Вы посмотрите, сегодня в Афганистане насчитывается около 20 тысяч вооруженных группировок.

- Почему, на ваш взгляд, Западу не удалось умиротворить Афганистан?

- Я могу назвать одну основную причину - не был разработан план развития экономики Афганистана. Такой программы не было ни у бывшего президента Карзая, который 13 лет руководил страной, ни у международного сообщества. Когда нет плана - трудно решить, с чего надо начать.

- Есть ли шансы у США и стран ЕС исправить ситуацию в Афганистане и все-таки привести эту страну хотя бы к определенному уровню стабильности или время потеряно окончательно?

- На мой взгляд, НАТО необходимо вместе с афганцами и представителями соседних с Афганистаном стран проанализировать и подумать, что делать дальше. Нужно выработать новую политику по отношению к Афганистану. И еще, я считаю, что к процессу урегулирования ситуации в Афганистане НАТО должна привлечь Россию. С Москвой неохотно ведут диалог, и это связано с идеологическими причинами. Но надо признать, что Россия играет в Центральной Азии важную роль. Без России мира и спокойствия в регионе не будет. Нужно с Кремлем наладить диалог. Почему бы этот диалог не продвигать Германии? Берлин всегда проводит взвешенную политику, предпочитая военным действиям мирное решение вопросов. Современные немцы говорят, что любая война заканчивается миром и тут же спрашивают - тогда зачем воевать.

- Тем не менее первые боевые потери после Второй мировой войны Германия понесла в Афганистане. Давайте, более подробно остановимся на роли Германии. Чего афганцы ждут от немцев?

- В 2000-е годы ФРГ в рамках миссии ISAF принимала участие не только в мероприятиях, связанных с безопасностью. Немцы сооружали на севере страны школы и больницы, прокладывали дороги, пытались заняться подготовкой кадров. Присутствие немцев в Афганистане было очень полезным для государства, и афганцы сейчас признают вклад Германии. В настоящее время число представителей ФРГ в Афганистане сократилось. Остались только инструкторы, которые занимаются подготовкой полицейских.

Мне бы хотелось, чтобы Германия усилила сотрудничество с Афганистаном, а для этого важно создать какие-то новые площадки. Не так давно я направил письмо министру экономики ФРГ, в котором предложил организовать экономическую конференцию с участием Германии, Афганистана, Таджикистана и Ирана. Ее можно проводить ежегодно, приглашая представителей бизнес-кругов. Сделать это очень легко, потому что три участника говорят по-персидски.

- Вы думаете, это получится, и немцы придут с большими деньгами в Центральную Азию?

- Почему нет? Афганистан и Таджикистан обладают большим экономическим потенциалом. Здесь перспективный аграрный сектор, есть полезные ископаемые, возможности развития энергетики. Надо просто начать работать. Этот проект может стать примером изменения политики Запада в отношении Афганистана и Центральной Азии. Появится импульс, будут созданы новые рабочие места. Немецкая дисциплина, качество и модерн, помноженное на восточную душу и традиции даст свои плоды.

- Сейчас много пишут о возможностях переговоров между талибами и афганским правительством. Они могут договориться?

- Сейчас переговоры пытаются вести именно идейные талибы, но выдвигают при этом невыполнимые правительством Гани условия. Они требуют изменения конституции, удаления своих фамилий из черного списка террористов и полного вывода иностранных солдат. Но ведь не афганские власти составляли черный список и включали туда имена талибов. Кроме того, присутствие американских войск закреплено соглашением. То есть, ключи к выполнению этих условий находятся не в Афганистане.