УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Яценюк: ноль тактики, ноль стратегии

Яценюк: ноль тактики, ноль стратегии

В украинской политике царствует ее величество ситуация. Ни о каких долгосрочных стратегиях речь не идет. Это касается как власти, о которой мы поговорим в другой раз, так и оппозиции, об одном из вождей которой у нас сегодня и пойдет речь.

Еще месяц назад Арсений Яценюк пользовался репутацией лидера оппозиции - пусть и не абсолютного вождя, но как минимум первого среди равных. Да что там - еще неделю назад он сохранял свои позиции. Но вторник, 6 февраля, все расставил по своим местам.

Кличко, похоже, надоели экспертные оценки, согласно которым его политсила и он сам в Раде выглядят "ни рыба ни мясо". И потому УДАР фактически монополизировал акцию по блокированию трибуны, которую накануне анонсировала "Батькивщина". Это хотя бы тактика.

И Яценюк, у которого ни тактики, ни стратегии нет, тут же превратился из "первого среди равных" - просто в одного из трех. И ни один из этих трех так и не дал вразумительного ответа на вопрос, почему трибуну "держат" исключительно красные свитера. Ведь правду говорить - репутационно невыгодно, а выдумать убедительное вранье в такой ситуации непросто. Не считать же, в самом деле, ответом заявление Тягнибока: мол, оппозиция едина как никогда и успешно координирует свои действия.

Прошла без малого неделя, но Яценюк пока не сумел отыграть назад свою желтую майку лидера.

А носил ли он ее вообще?

Лидер оппозиции должен персонифицировать политическую стратегию оппозиционного движения в целом и его парламентской составляющей в частности. Персонифицировал ли Яценюк? О да! Но не стратегию, а отсутствие таковой.

Чем занималась оппозиция в Верховной Раде нового созыва? Гоняла Табаловых. Делала гневные заявления. Имитировала женский бунт. Ловила за руку регионалов-кнопкодавов. А между тем позволила сформировать руководство парламентских комитетов в формате, выгодном прежде всего регионалам. Пропустила все кадровые решения власти. Не сумела организовать внятного и действенного противодействия ни одной инициативе власти. Наштамповала несколько проектов постановлений и законов, часть из которых - социально-популистские, часть - политико-популистские, а остальные в принципе не будут поддержаны регионалами, поскольку для принятия какого-либо закона нужно уметь договариваться. Именно договариваться, а не вести примитивную и убыточную торговлю в стиле: "Мы вам не мешаем утверждать нового главу Нацбанка, а вы не прогоняете с трибуны наших женщин, когда они будут требовать свободу Тимошенко".

И это все - оппозиция под руководством Яценюка. Собственно, можно сформулирвоать два принципа управления по-арсениевски. Там, где у тебя есть полномочия - осуществляешь свой диктат. Там, где диктат не работает и нужно действовать с умом - пустить все на самотек и "реагировать на вызовы".

Первый принцип Яценюк успешно применяет во фракции "Батькивщина". Когда Анатолий Гриценко рассказывает об узурпации власти во фракции Яценюком и Турчиновым - он, возможно, руководствуется обидой и неудовлетворенными амбициями. Но это вовсе не означает, что он лжет. Яценюк не доверяет своей фракции (и в этом он прав, состав там еще тот, и верных лично Яценюку людей там раз-два и обчелся), а потому опасается решать вопросы демократически. Это свидетельствует о слабости Яценюка как лидера: сильный был бы способен и выслушать соратников, и принять во внимание их позицию, и убедить их где силой аргументов, где силой авторитета.

Второй принцип мы все наблюдаем вот уже два месяца в Верховной Раде - для отсмотра результатов лидерства Яценюка в оппозиции никакой Гриценко не нужен, здесь все наглядно.

Беспомощность Яценюка в роли лидера оппозиции хорошо иллюстрируется выступлением Александры Кужель - тем самым, где экзальтированная оппозиционерка доводит до сведения человечества, что Тимошенко благословила Яценюка на лидерство и президентство. Депутаты от "Батьківщини" в ответ только морщились.

А ведь Яценюк таки действительно один из наиболее вероятных кандидатов в президенты от оппозиции. И если он выборы проиграет, то спасибо нужно будет сказать не только "пидрахуям" из избиркомов, но и его собственной неспособности к политической стратегии, каковая сейчас становится и свойством всей оппозиции.

А вот что о президентских перспективах и сегодняшних успехах Яценюка думают украинские политические эксперты:

Яценюк: ноль тактики, ноль стратегии

Тарас Березовец

У Яценюка в отсутствие Тимошенко открывается перспектива во время президентских выборов. Вот если бы Тимошенко принимала в них участие, тогда ему было бы сложно объяснить, почему он идет на выборы отдельно, как в 2010 году, когда он не дал ей победить.

Если оценивать его президентские шансы, понятно, что он - сильный соперник Януковичу. Тому было бы выгоднее получить соперником во второй тур Олега Тягнибока. Регионалы об этом говорят прямым текстом.

Яценюк вообще опасный соперник для любого кандидата. Но ему предстоит пройти жесткий кастинг в борьбе с Тягнибоком и Кличко. Поэтому скорее всего согласованной президентской кампании нам ожидать не стоит. Там будут все трое. И лишь в первом туре станет понятно, кто сразится с Януковичем во втором. При нынешнем раскладе Янукович уже там и находится.

Что же касается сегодняшних действий Яценюка, то пока он проиграл всем. Он проиграл идеологическую войну "Свободе", которая оказалась более радикальной, и проиграл борьбу УДАРу. Кличко никому не разрешил остаться на ночь в Раде, кроме ударовцев. Так что Яценюк креативен, но и соперники у него достаточно серьезные.

Кость Бондаренко

Президентские перспективы вообще туманны и неясны. До выборов остается еще два года. У Яценюка большие амбиции, он хочет заменить Тимошенко и занять ее место в оппозиционном лагере, и в данной ситуации, он пытается переформатировать под себя оппозицию, пытается переформатировать "Батьківщину", стать ее лидером.

Но у него сейчас переходный возраст - до кризиса среднего возраста ему еще далеко. Он привык к тому, что к нему должны относиться как к вундеркинду. Но он не заметил, как вырос, а к вундеркиндам, когда они вырастают, пропадает интерес. Теперь от него требуют не столько перспективности, сколько результативности. Он с трудом пытается это осознать. Когда его просят что-либо предъявить, он предъявляет свой послужной список. Но ни на одной должности он не задержался дольше, чем до того момента, когда необходимо показать результат, то есть полгода-год.

Единственный вариант для Яценюка-кандидата - это если он выступит с заявлением, что идет в президенты, чтобы потом подписать два указа. Первый – указ об освобождении Юлии Тимошенко, а второй – после ее освобождения назначить досрочные президентские выборы, чтобы она могла в них поучаствовать. То есть он приходит на несколько дней. Конечно, как амбициозный человек, он на это не согласится, но как коллекционер должностей - то почему бы и нет. В ином случае будет очень сложно объяснить избирателю, почему он въезжает на бренде Тимошенко в большую политику.

Виктор Небоженко

У Арсения Яценюка на президентских выборах-2015 очень хорошие перспективы, вне зависимости от кого он пойдет: от оппозиции или от власти. Ситуация к 2015 году может и измениться: власть может быть другая, и оппозиция может быть другой. Он пойдет на выборы в любом случае, несмотря на то, пойдет на них Тимошенко или нет, когда выйдет из тюрьмы. Ей в этом случае остается единственное – идти на президентские выборы. И он тоже пойдет, объяснив это многочисленными заслугами перед оппозицией.

Что же касается его сегодняшней тактики... Какая же это тактика? Это не тактика. Эти все телодвижения, выполняемые им в оппозиции сегодня, являются вчерашним днем в украинской политике. Кроме того, вы посмотрите, оппозиция в лице Яценюка полностью потеряла контакт с избирателями. Янукович может забыть, а оппозиция всегда апеллирует к населению. А к Рыбаку как они относятся - это вообще на грани анекдота.

Но другое дело, что свято место пусто не бывает. Он сейчас один из тех, кто вещает от оппозиции. Впрочем, какая власть, такая и оппозиция. Им доверили мандаты, а они вместо работы занимаются выяснением отношений. Но, думаю, у оппозиции стиль Яценюка будет длиться до тех пор, пока не появится фигура с более радикальными взглядами.