УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов

51,7 т.
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном 'Донбасс': бойцы освобождают Украину от оккупантов

Белорусский фотограф Александр Васюкович две недели провел в батальоне "Донбасс", чтобы показать, как украинцы из разных регионов страны бросают работу и добровольно отправляются на войну.

По возвращении Александра в Беларусь TUT.BY попросил его рассказать о том, что он увидел, чему удивился и какие выводы сделал.

Батальон "Донбасс" - отряд добровольцев, которые под эгидой Национальной гвардии Украины воюют с пророссийскими сепаратистами на востоке Украины.

29-летний Васюкович задумал снять будни добровольцев еще в начале июня, когда стало понятно, что боевые действия там, скорее всего, надолго. Саша ехал туда как фотограф-фрилансер, поездку полностью организовывал себе сам.

В поездку он взял каску, бронежилет, аптечку, спальник, сменную одежду и фотоаппарат с зарядками и батарейками. "На войне постоянно есть вероятность не вернуться. На любой войне. Это был мой первый военный опыт, съемка на освобождении городов, и он в итоге оказался самым жестким", - рассказал Саша.

Чтобы договориться о реализации своего проекта, Саше достаточно было написать командиру батальона Семену Семенченко на Facebook. Там он постоянно обновляет фронтовые сводки.

"В Украине есть несколько добровольческих батальонов. "Донбасс" мне показался наиболее открытым для прессы. Я написал Семенченко обычное сообщение, сказал, кто я такой, что хочу сделать, и он мне вскоре ответил: "Приезжайте". Находятся они в одном из городов восточной Украины, где не было пророссийских волнений (точное место Саша называть не хочет). Именно туда я и приехал. Из Минска я сначала поехал в Киев, где получил аккредитацию СБУ, и затем уже на базу к батальону. Здесь, в здании педагогического училища, и находится батальон", - коротко описывает свои передвижения по Украине фотограф.

Если нет длительных выездов в осажденные пророссийскими сепаратистами города, то именно на базе добровольцы ночуют, едят и периодически отдыхают.

За время нахождения в батальоне Саша выезжал с бойцами в несколько горячих точек – в города, которые необходимо было освободить от тех, кого добровольцы называют террористами и оккупантами. Разговоры о том, что война идет с братским или со своим народом, здесь уже не ведутся, отмечает Саша. Он сам неоднократно попадал под обстрелы.

"Люди, которые пошли в этот батальон, для себя политические вопросы уже решили. Из общения с ними я понял, что они уже не хотят вести переговоры с людьми, которых считают террористами и оккупантами. Эти добровольцы пришли воевать, освобождать свою землю. Когда эти люди (сепаратисты) обстреливают тебя со всех сторон и пытаются убить, уже сложно вспоминать, что когда-то во время Великой Отечественной они воевали вместе".

Что касается вооружений и бронетехники, то все это – помощь Нацгвардии и армии. У добровольческих батальонов, по словам фотографа, своей бронетехники не было.

За две недели пребывания в "Донбассе" Саша съездил с бойцами на освобождение Лисичанска и Попасной.

"Практически сразу после приезда батальон выехал освобождать город Попасная. И эта поездка была самой жесткой, - рассказывает фотограф. - Это было 18 июля. Мы подошли вплотную к блокпосту. Нас подпустили близко. А потом стали обстреливать со всех сторон, в том числе крупнокалиберным оружием. Кроме того, обстреливали снайперы с жилых домов. Представьте: дорога в город, по ней идет две бронемашины, за ними люди. И пока ты подходишь, особо никто не стреляет. А когда подойдешь поближе, начинаются обстрелы со всех сторон. Вся дорога, по которой можно отойти, обстреливается. Можно обойти по обочине – по "зеленке" – но "зеленки" могут быть заминированы. Получилось, что мы просто попали в засаду. Армейской подготовки у меня нет. Я просто слушал, как командуют солдатами, и шел вместе с ними к укрытию. Тогда я четко понимал, что назад отойти сам бы я уже не смог".

"Периодически в батальон приезжали журналисты, но постоянно это время находился там только я. Я был там на тех правах, что и любой боец батальона, - рассказал Cаша. - Приняли нормально. Когда я приехал, сразу познакомили с командирами одной из рот, и дальше я с ним координировал свои действия. Жил в общежитии училища. Сначала один, потом поселили ко мне людей. Питались все вместе. Когда были на базе, ели там, работала столовая, а на выезде из еды или сухпаек, или то, чем местные подкормят".

Есть ли армейская подготовка в целом у добровольцев батальона, Саша не знает – всех не опрашивал. По его словам, знает только то, что все добровольцы – мужчины от 19 до 58 лет (старше и младше никого там Саша не встретил) – прошли трехнедельную подготовку на базе Нацгвардии. "За это время я понял, что дело в общем-то не только в подготовке. Есть фактор случайности. Не факт, что прямо по тебе будут стрелять из автомата, но осколки еще никто не отменял. Как они полетят – никто не знает. И когда стреляют по одному, могут попасть в тебя. Так что тут везение уже какое-то должно сработать".

В бою за Попасную тогда погибло два человека. "Еще двое пропало без вести. Семь раненых", - перечисляет Саша. Он говорит, что психологически не подготовленному человеку находиться в батальоне очень сложно. "Они шли рядом со мной, это были люди, которых я в принципе хорошо уже знал. Это простые люди, простые украинцы. Бизнесмены, сварщики, водители, бармены, официанты. Вот сегодня ты сидишь с человеком, разговариваешь, обсуждаешь что-то, а завтра его убивают. К такому сложно привыкнуть".

"Среди добровольцев – в основном украинцы. Мне говорили, что есть белорусы, но я с ними не пересекался. Грузин я видел там точно. А вот англоговорящих не встретил совсем, - рассказал Cаша Васюкович, отмечая, что сам лично не считает участие граждан других стран в такого рода боевых действиях вмешательством во внутренние дела чужой страны. Граждане любых государств как добровольцы могут участвовать в таких операциях где угодно, считает Саша. "Человек сам по себе может решить, участвовать ему в таком или нет. Если едет какой-то грузин сам лично, то это не значит, что Грузия вмешивается в конфликт на востоке Украины. Человек делает это не от имени какого-то государства. Это лично его решение, которое может быть никак не согласовано с властями страны. А если со стороны России через границу как-то незаконно переезжает тяжелая техника, которую в магазине не купить, то это уже вмешательство со стороны другого государства".

Саша приводит пример. "Был там парень, 22 года. Попросил его сфотографировать. Я сфотографировал, отправил, он поставил фото на аватар "ВКонтакте". А на следующий день его убили выстрелом в голову. У него куча братьев, сестер осталось. А родителей у них не было. Одно дело читать новости, где все равно для нас погибает абстрактный человек, и весь ужас выражается только в цифре. Сообщают, например, что сегодня погибло 30 человек. И мы думаем: да, жалко, что 30 погибших. Но другое дело, когда ты с этими людьми проводишь длительное время, а потом кого-то из них убивают".

Шесть главных выводов и наблюдений фотографа за время поездки:

1. Оказалось, что воевать на восток Украины пошло немало тех, кто не участвовал в событиях Майдана и не думал этого делать. Но когда Россия выступила как государство-агрессор, те люди, которые впоследствии пришли в батальон помогать в освобождении Украины, поняли, что ситуация выходит на иной уровень. Это значило для них, что агрессор может вломиться и к ним в дом. "Очень многие мне говорили, что пошли воевать потому, что больше не могли слышать и наблюдать со стороны за тем, что происходит. У некоторых терпение лопнуло, когда на Майдане стали использовать огнестрельное оружие".

2. Любое государство, которое находится рядом с Россией и так или иначе находится в сфере ее влияния, может столкнуться с такой же агрессией, как и Украина. Не стоит думать, что такого не может быть в Беларуси. "Для любой маленькой страны возможен такой вариант развития событий. Мне кажется, что важно, чтобы люди понимали: в такой ситуации они должны защитить и освободить свою родину. Важно, чтоб они не относились к своей независимости как к какой-то данности, которая на халяву свалилась. По-моему, основная сила, которая сейчас движет на войне, – это именно люди, которые готовы защищать свою страну. Все свои работы побросали и уехали в добровольческие батальоны. Украинская армия сейчас делает успехи в освобождении городов, и это при том, что еще совсем недавно Турчинов открыто признавал, что армии нормальной в Украине нет. Думаю, в успехах одну из главных ролей сыграли сами люди. Мотивация людей там очень впечатляет".

3. "Армия – это полезная штука. Все-таки к военным вторжениям надо быть готовым и в наше время. Но не надо загребать людей всех подряд в эту армию. Надо, чтобы шли туда люди мотивированные. По-моему, в Швейцарии все люди, которые по возрасту - военнообязанные, просто раз в год проходят сборы, ходят определенное количество раз в тир, хранят оружие дома и т.д. То есть ты человека не вырываешь из жизни, не заставляешь копать от забора до обеда, менять свой образ жизни, а знания армейские эти люди получают. И получают то, что надо".

4. "Удивило, что, оказывается, сепаратисты действительно думают, что в Украине - фашисты. Бойцы "Донбасса", пока я там был, схватили одного, удалось с ним пообщаться. Он тоже оказался обычным украинцем. И реально говорил, что ждал, что сейчас придут фашисты и всех будут убивать на востоке страны. И все не мог поверить, что его никто почему-то не убивает. По его словам, в плену к нему относились нормально, и я тоже следов побоев на нем не видел".

5. "Все-таки Россия как государство причастна к этим волнениям. Каких-то конкретных доказательств этого лично у меня нет, но еще до этой поездки я видел спутниковые снимки, опубликованные Госдепом США. На них четко видны повернутые российские "Грады" в сторону Украины и следы от выстрелов. По приезде туда каких-то новых доказательств я не получил. Но лично для себя я отмечал косвенные улики. Например, на блокпостах я видел кучу российских сигарет, российской тушенки. Сомневаюсь, что эти бойцы специально бегали по украинским магазинам в поисках этого. Да и российских сигарет там точно не продается. Очевидно, что это прямые поставки, что кто-то их целенаправленно поддерживает. Кроме того, все вывески городов там раскрашивают под российские флаги. Например, на одном блокпосту висит российский флаг с надписью "войска специального назначения", с их эмблемой".

6. "Я заметил, что украинская армия старается как можно меньше наносить ущерб городам из артиллерии. То есть разрушения не такие большие, как можно было видеть на фотографиях из Сирии, из Алеппо. Или как в Грозном были. Города тут с землей не сравнивают, но все равно есть какая-то необходимость применять артиллерию. Конечно, и в батальоне переживают за потери среди мирных жителей, но точно также эти люди понимают, что нет других возможностей освободить свою землю от оккупантов. Мне самому вообще кажется, что если бы из этих городов мирные жители уехали, то это все гораздо быстрее можно было бы прекратить".

Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов
Белорусский журналист две недели провел в боях с батальоном "Донбасс": бойцы освобождают Украину от оккупантов