УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

FAZ: Реформы во время войны

1,8 т.
FAZ: Реформы во время войны

Украина несильно преуспела в восстановлении экономики и проведении демократических реформ. Причина не только в войне. Это было бы непросто и в мирное время, считает Райнхард Фезер.

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала комментарий своего обозревателя Райнхарда Фезера (Reinhard Veser) под заголовком "Во время войны":

"Перед лицом российской агрессии против Украины пропадают из виду внутриукраинские причины кризиса в стране. Ведь демонстрации на Майдане были направлены не против России и не только против режима Януковича, который пал год назад. Речь шла, скорее, о протесте против самого пути, по которому развивалась Украина начиная с обретения ею независимости: пути фактического захвата всей страны образовавшейся после распада СССР элитой, в которой тесно переплетены представители бывшей коммунистической номенклатуры, криминальные группировки и предприимчивые дельцы, появившиеся из ниоткуда в начале девяностых.

Тот факт, что спор о будущем Украины с самого начала имел внешнеполитический оттенок, в первую очередь связан не с интересами ее западных и восточных соседей, а с внутренним состоянием страны. Когда украинцы смотрят на Запад, они видят Польшу, где 25 лет назад были точно такие же условия, как и на Украине. А сегодня между Украиной и соседними странами, входящими в Евросоюз, целая пропасть - не только потому, что их финансовое благополучие находится на разном уровне, но и потому, что в тех странах есть функционирующая судебная власть, гражданские права населения неприкосновенны, а государство в целом выполняет свои обязательства.

На востоке же украинцы, наоборот, видят страну, которая находится в схожем с ними состоянии, но с поправкой на то, что прибыли от нефти и газа дают возможность большей части населения лучше переносить существующее положение дел, и что местный режим выступает за перманентное сохранение статуса-кво.

В украинском обществе не было единого мнения о том, какой путь должна выбрать страна. Накануне революции на Майдане постепенно растущему большинству сторонников западной модели противостояло значительное по своему количеству меньшинство, которое предпочитало ориентацию на Россию по причине культурной близости, родственных овязей и из экономических соображений. Внутриукраинский спор о будущем страны, который только во время Майдана стал равноценен борьбе авторитарного режима против очень разношерстной, состоящей не только из безупречных демократов, оппозиции, перерос в крупный внешнеполитический конфликт, потому что российское руководство претендовало на определение курса Киева.

Война в Донбассе поспособствовала единству украинского общества: в остальной части страны поддержка ориентации на Запад находится на невиданном доселе уровне. Президент, правительство и значительное большинство в парламенте заявляют о своей приверженности демократии и радикальным реформам в сфере госуправления и экономики. Хотя они и не очень далеко продвинулись в этом направлении. То, что экономика страны продолжает свое стремительное падение, а все больше украинцев живут за порогом бедности, связано, в том числе, с войной, но не только с ней.

Даже в мирное время быстрые перемены были бы едва ли возможны, потому что те, кто в прежних обстоятельствах добрались до богатства и власти, так просто свои позиции не сдадут. Потому что служащих в аппарате администрации, юстиции и органах безопасности нельзя поменять за один день. И главное - потому что новое руководство прибыло не с другой планеты, оно во многом является частью прежней украинской элиты. И кто действительно радеет за демократию и правовое государство, а для кого это лишь политическое прикрытие в борьбе за теплое местечко и влияние, со стороны чаще всего не разберешь.

Война делает эти сложности еще более многоплановыми. Не только прямые человеческие и экономические потери становятся тяжелым бременем Украины. Перед лицом внешней угрозы олигархи старого образца пытаются обезопасить себя от угрожающих их бизнесу реформ, проявляя патриотическую активность и создавая отряды добровольцев. Велик риск, что эти спонсируемые олигархами батальоны вскоре станут их личными армиями. Одновременно правительство боится, что из-за происходящих изменений будет поставлена под угрозу дееспособность и без того слабых государственных институтов.

И все же ситуация не столь безнадежна: очевидно, что часть правительства настроена серьезно, и их поддерживают депутаты всех входящих в правительственную коалицию фракций парламента, которые способствуют своей настойчивостью привлечению внимания к проведению реформ. Кроме того, украинское общество демонстрирует завидную способность к самоорганизации, уравновешивая тем самым отчасти недостатки в госуправлении - начиная от сбора средств для солдат и заканчивая помощью для беженцев.

Однако без масштабной поддержки со стороны ЕС у Украины нет шансов в борьбе с противником, который не только желает отделения восточных территорий Украины, но и провала реформ. И наоборот: если ЕС сейчас не поможет Киеву, то вскоре ему придется столкнуться с последствиями, которые наступят, когда самое большое по площади и населению государство Европы потерпит неудачу.

Райнхард Фезер, политический обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung

Без права переиздания. © Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH, Франкфурт-на-Майне

Сайт газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung