УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Переходящее знамя кнопкодавства в украинском парламенте

Переходящее знамя кнопкодавства в украинском парламенте

- Что-то я вижу, нет у вас настроения сегодня работать. Уважаемые, коллеги, ну давайте. Соберитесь! Ведь это очень важный вопрос. Позовите нардепов в зал заседаний, а я ставлю этот вопрос на повторное голосование, - по несколько раз на день слышат присутствующие на парламентских заседаниях от спикера Александра Турчинова.

Некоторые вопросы приходится переголосовывать по два-три раза, но иногда и это не помогает.

Оно и не удивительно, ведь после всех назначений, выходов и переходов в коалицию входят 235 нардепов, которые тоже люди, и могут иногда болеть или уезжать в командировку. Но де-факто этот список является еще короче. К примеру, в составе фракции "Батьківщина" до сих пор числится Юрий Одарченко, который не сложил мандат, несмотря на то, что уже три месяца занимает должность губернатора Херсонщины и на заседания парламента ходит крайне редко.

Несмотря на то, что журналисты в последние три месяца практически не встречали господина Одарченко в стенах Верховной Рады, да и процедуру письменной регистрации он прошел всего лишь в 12 из 46 заседаний, его электронная карточка принимала участие в голосовании на 30 заседаниях.

И он такой не один: после переформатирования парламента в голосовании нового большинства часто принимают участие отсутствующие или болеющие депутаты. А журналисты просто не успевают фиксировать многочисленные случаи кнопкодавства со стороны бывшей оппозиции, которая несколько месяцев 2013 года блокировала работу парламента с требованием обеспечить персональное голосование.

Согласно данным движения "Честно", после избрания спикером парламента Александра Турчинова на кнопкодавстве попались шестеро регионалов, семеро коммунистов, пятеро внефракционных нардепов, но их можно простить, ведь они и раньше не отличались преданностью персональному голосованию. Именно с любовью бывшей власти к кнопкодавству боролись "Батьківщина", УДАР и "Свобода", входящие теперь в парламентскую коалицию, 35 членов которой были уличены в голосовании не только за себя.

По иронии судьбы один из самых активных борцов с кнопкодавством - фракция "Батьківщина" - поставила по нему двойной рекорд. Во-первых, в ее рядах обнаружилось 14 кнопкодавов (здесь фракция делит первенство с группой "Экономическое развитие"), а, во-вторых, заместитель главы фракции Андрей Иванчук настолько изловчился в кнопкодавстве, что 15 мая смог за одно голосование (длящееся 10 секунд) нажать кнопки сразу за пятерых своих коллег, что является рекордом 2014 года.

С такими темпами для принятия решений может хватить 45 ловких на руку нардепов.

А в ловкости рук представителям "Батьківщини" не откажешь. В кнопкодавстве несколько раз была замечена Александра Кужель, которая в феврале-марте 2013 года ночевала в зале Верховной Рады, протестуя против неперсонального голосования.

"Если бы это были простые законопроекты или проекты, которыми решались бы какие-то специфические вопросы, например трансферное ценообразование, то, конечно, бы рука не поднялась голосовать за других. Но когда речь идет о законах критической важности, я не могу не нарушать, клянусь вам. Хотя понимаю, что это плохо", - объяснила свое нарушение Конституции и Регламента Кужель.

Нажимая кнопку за соседа, помогал родной фракции собирать голоса и бывший глава Администрации Президента Сергей Пашинский.

Отдать голос за задержавшегося в буфете или покинувшего зал по другой причине главу фракции Сергея Саса решил его сосед Андрей Павловский.

Кроме названных в "Батьківщине", кнопкодавили Валерий Головко, Татьяна Донец, Елена Колганова, Лидия Котеляк, Геннадий Зубко, Николай Кучерук, Денис Дзензерский, Лилия Гриневич, Елена Ледовских и Валерий Лунченко.

На втором месте, возглавляемые в неперсональном голосовании своим лидером Анатолием Кинахом, находятся нардепы из группы "Экономическое развитие".

Кроме председателя группы, в кнопкодавстве были уличены 13 входящих в ее состав нардепов: Юрий Крук, Владимир Сальдо, Виталий Хомутынник, Михаил Мироненко, Виталий Барвиненко, Николай Дмытрук, Николай Круглов, Тариэл Васадзе, Юрий Гержов, Владимир Пилипенко, Александр Стоян, Александр Кузьмук.

Их коллеги по коалиции, группа "Суверенная европейская Украина", имеют в своем составе 6 кнопкодавов. Это Сергей Кацуба, Василий Ковач, Иштван Гайдош, Валерий Мошенский, Игорь Молоток, а еще одного журналистам не удалось опознать на фото со спины.

13 марта была уличена в кнопкодавстве единственная на сегодня представительница УДАРа – писательница Мария Матиос. Таким образом она продвигала закон о Национальной гвардии, забыв прошлогодние слова лидера УДАРа Виталия Кличко о том, что кнопкодавство – это признак коррупции, а поэтому является недопустимым для его фракции.

А вот "Свобода" оказалась самой дисциплинированной – ее представителей ни разу не поймали на голосовании за "побратыма". Хотя журналисты и представители движения "Чесно" отмечают, что нардепы этой фракции сидят дальше всех от ложи прессы, поэтому некоторые их "грешки" журналисты могли просто не заметить.

Если вспомнить начало работы Рады седьмого созыва, то первое, что приходит в голову, - это активное требование тогдашней оппозиции включить систему "Рада-3", которая существенно осложняет процесс голосования за себя и за того парня из-за наличия у нее второй сенсорной кнопки, которую нардеп должен удерживать в течение всех 10 секунд голосования. О перспективах и технических возможностях выполнения этого требования теперь, когда "бандитська влада" не мешает принять соответствующее решение, "Обозреватель" спросил у главы парламентского регламентного комитета Владимира Макеенко.

- Есть ли сейчас технические возможности для того, чтобы включить систему "Рада-3"?

- Я не готов сейчас точно ответить на этот вопрос. Нужно проверить срок ее эксплуатации. Возможно, он уже закончился.

Мы проверили: действительно срок эксплуатации этой многострадальной системы для голосования закончился еще в 2012 году. Она была разработана и установлена в парламенте в 2002 году с расчетом на 10 лет работы, в 2008 – ее протестировали, но так и не включили. Чтобы заменить устаревшую "Раду-3" во времена председательства Владимира Рыбака приступили в разработке системы "Рада-4", которая должна была завершиться к осени 2013 года.

- Но на это деньги нужны. Вы ведь знаете, что мы сокращаем все: и помощников, и зарплаты, и расходы на секретариат и аппарат, проголосовали сокращение бюджета. Еще не понятно, что будет с перевыборами. Может, стоит оставить этот вопрос уже следующему созыву парламента, - изложил суть проблемы глава регламентного комитета Макеенко.

Поняв, что имеющимися в наличии ресурсами эту проблему решить сложно, обращаемся к представителю фракции, которая в 2013 году была самым активным попирателем неперсонального голосования – к УДАРу.

- Мы сейчас ищем полноценную замену журналистского контроля за неперсональным голосованием на более технологичные методы, когда проголосовать неперсонально будет просто невозможно. Мы должны полностью модернизировать систему и ввести политическую ответственность за кнопкодавство, - объясняет нам нардеп Сергей Каплин.

- Вы имеете в виду потерю мандата?

- Может, и так. Я был бы за. Я вообще считаю, что количество депутатов в украинском парламенте существенно преувеличено, поэтому их сложно контролировать. В современном более динамичном обществе можно ограничится количеством до 200 нардепов – это потолок. Их будет проще контролировать и привлекать к ответственности, - озвучил далеко идущие планы парламентарий.

Итак, мы снова наблюдаем ситуацию, когда за обещаниями радикальных перемен, логическими объяснениями, почему нельзя это побороть, кнопкодавство вот уже почти 15 лет (первый случай был зафиксирован в 2000 году) является одним из часто применяемых способов работы украинского законодательного органа. Скорее всего, дело не в системе голосования и не в наказании, а в культуре парламентаризма, которую необходимо срочно поднимать.