УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Российские власти переписывают закон о подготовке к ЧМ-2018

1,4 т.
Российские власти переписывают закон о подготовке к ЧМ-2018

Из числа структур, имеющих право устанавливать ненормированные рабочий день, исключен Российский футбольный союз. Вместо него там появились "дочки" Оргкомитета ЧМ-2018. Что это означает, выясняла DW.

В то время как коррупционный скандал в ФИФА набирает обороты, российские власти совершенствуют законодательство, регулирующее подготовку к чемпионату мира по футболу, который страна примет в 2018 году. 4 мая немецкий телеканал ARD показал фильм "Проданный футбол", в котором утверждалось, что Россия использовала сомнительные средства для получения права проведения мирового футбольного первенства. А инфраструктура для него, по мнение немецких журналистов, спешно возводится с нарушениями трудовых прав строителей, причем эти нарушения легализованы Госдумой и правительством. 19 мая Госдума внесла изменения в закон о подготовке к ЧМ-2018.

"Закон ФИФА"

В фильме, показном ARD, утверждает, что для подготовки к чемпионату мира в России был принят так называемый "закон ФИФА", позволяющий использовать рабочую силу, в частности строителей стадионов, сверхурочно, в ночное время, выходные и праздничные дни без выплат за это компенсаций. Телеканал процитировал главу Международной конфедерации профсоюзов Шэран Барроу, которая заявила, что этот закон легитимизирует "рабскую зависимость" работников от работодателей.

После того, как был показан фильм ARD, ФИФА выступила с опровержением. В нем, среди прочего, подчеркивалось, что "смягчение требований трудового законодательства касается только сотрудников ФИФА, работающих в России, ее дочерних компаний, поставщиков услуг, радиовещательной компании принимающей стороны и так далее. Данные изменения ни в коем случае (было выделено прописными буквами. - Ред.) не касаются условий труда и охраны здоровья строителей или рабочих других профессий в России в целом".

DW проанализировала документы, о которых шла речь в фильме. 21 мая 2013 года Госдума приняла закон (№108-ФЗ) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В статье 11 закона ("Особенности труда работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий") говорится о порядке работы и оплаты труда в ночное время, выходные и праздничные дни, а также сверхурочно. И указывается, что работодатель вправе не выполнять требования Трудового кодекса, предусматривающие выплату компенсации в данных случаях.

Для кого закон был писан?

В начале июля прошлого года правительство предложило внести некоторые изменения в данный закон. Пролежав в Думе более 10 месяцев, документ был принят депутатами 19 мая - сразу во втором и третьем чтении. Изменения касаются как раз 11 статьи.

Если в законе от 2013 года говорилось о том, что его действие распространяется на "работников ФИФА, контрагентов ФИФА, дочерних организаций ФИФА, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза (РФС), Оргкомитета "Россия-2018", то в новой редакции закон исключает из этого списка РФС и дополняет его дочерними организациями Оргкомитета ЧМ-2018.

Также новая редакция обязывает правительство составить полный перечень "дочек", контрагентов и прочих упомянутых в статье структур. Перечень должен быть составлен с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, возглавляемой вице-премьером Ольгой Голодец.

В приложении к принятому 19 мая закону говорится о том, что распоряжение правительства "Об утверждении перечня" этих структур должно было быть подготовлено в течение трех месяцев со дня принятия решения о внесении документа в Госдуму, то есть до 2 октября 2014 года. Однако же до сих пор в открытом доступе перечня нет. Не предоставили его DW и в Оргкомитете ЧМ-2018.

Коррективы не внесли ясности

Но и после внесения изменений в закон сохранились возможности для его широкой интерпретации, поскольку "дочерней организацией" Оргкомитета, равно как и контрагентом ФИФА, может выступать, в том числе и строительная организация, объяснил DW партнер "ФБК Право" Александр Ермоленко.

Неоднозначность толкования новой версии закона была замечена и комитетом по труду Госдумы. Мероприятия по подготовке могут трактоваться как строительство и реконструкция стадионов, тренировочных площадок, гостиничных комплексов и прочее, говорится в заключении к первому чтению законопроекта, сделанному комитетом по труду Госдумы. Его замечание было учтено лишь в той мере, что в законе появилось уточнение о том, что перечень мероприятий должен утвердить Оргкомитет ЧМ-2018. Получить их список в Оргкомитете также не удалось.

Не нашлось его и в самом думском комитете по труду. Замруководителя аппарата комитета Александр Леонов заявил DW: "Мы выразили свою позицию, в подготовке конечного варианты не участвовали". Руководитель профильного парламентского комитета - по физкультуре и спорту - Игорь Ананских оказался недоступен для комментария.

Стройка - дело темное

Таким образом, коллизия сохраняется, фактически оставляя поле для произвола со стороны работодателей. Впрочем, как отмечают эксперты, нарушения в сфере строительства крупных объектов в России допускаются вне зависимости от того, дает ли какую-либо лазейку законодательство. Как заявил DW Сергей Ильяев, почетный архитектор России, более 30 лет проработавший в строительной сфере, "к сожалению, на риск и нарушение правил идут многие, потому что во главу угла нередко ставятся сроки выполнения работ и экономический аспект деятельности застройщиков и подрядчиков".

А юрист центрального комитета Профсоюза трудящихся мигрантов Камиль Гельмурадов отмечает, что о соблюдении трудового законодательства на строительных объектах вообще смешно говорить, поскольку зачастую трудовые договоры со строителями в принципе не заключаются. Конечно, это в наибольшей степени характерно для рабочих мигрантов. "70-80 процентов привлеченной иностранной рабочей силы на стройках не имеют трудовых договоров", - посетовал Гельмурадов.

По его словам, разветвленная система собственности подрядчиков позволяет нарушать закон повсеместно: "Генподрядчик ссылается на субподрядчика, субподрядчик на подрядчика и так далее". В итоге найти концы, констатирует Гельмурадов, как правило, не представляется возможным, поскольку суды, прокуратура и трудовая инспекция не берутся за эти дела.

Стадионы и подрядчики

Примечательно, что в случае с ЧМ-2018 генеральные подрядчики назначались правительством. В апреле 2014 года правительственная межведомственная комиссия определила, кто именно будет управлять возведением семи стадионов, на которых будет проводиться мировое футбольное первенство.

Их строят "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко (в Нижнем Новгороде и Волгограде), "Крокус Интернешнл" Араза Агаларова (в Ростове-на-Дону и Калининграде), "Синара Девелопмент" Дмитрия Пумпянского (Екатеринбург) и ПСО "Казань" Равиля Зиганшина (Самара и Саранск).

Как пояснили DW в пресс-службе Оргкомитета ЧМ-2018, генподрядчики определялись не на тендерной основе, поскольку речь шла о распределении федеральных денег. Всего из федерального бюджета на подготовку к турниру будет выделено более 335 миллиардов рублей (около 6 миллиардов евро в пересчете). "Заказчиками строительства являются субъекты, которые потом становятся владельцами объектов. А рабочую силу на местах курируют уже компании-субподрядчики. Это их зона ответственности", - заключил представитель пресс-службы оргкомитета.