УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Советник замминистра обороны рассказал, как сейчас проходит обмен пленными

2,9 т.
Советник замминистра обороны рассказал, как сейчас проходит обмен пленными

Согласно заявлению "омбусдсмена" так называемой "Донецкой народной республики" Дарьи Морозовой, сейчас приостановлен процесс обмена пленными между украинской стороной и вооруженными формированиями "ДНР-ЛНР".

Морозова заявила, что группа из 16 человек, которые вернулись из плена неделю назад, была последней, и ее передали без обмена, просто как "жест доброй воли".

"Обозреватель" обратился к советнику заместителя министра обороны Василию Будику с просьбой прокомментировать, как на самом деле обстоят дела с обменом пленными.

- Господин Будик, означает ли заявление Дарьи Морозовой о прекращении обмена пленными, что боевики в самом деле больше не удерживают ни одного пленного украинского бойца?

- Не так давно у нас произошел обмен пленными. При этом присутствовали журналисты, которые сняли весь процесс. Через два часа после того, как ребята были освобождены из плена, Морозова заявила, что... ничего такого не было. Так что я не знаю, как можно комментировать слова человека, который делает такие заявления. Тем более, что я не всегда понимаю логику ее заявлений.

С нашей стороны работа по освобождению пленных идет, работа очень трудная. Только что, к огромному сожалению, сорвалось очередное освобождение. Причина, как мне пояснили в Донецке, следующая: позвонил какой-то высокопоставленный политик, имеющий отношение к процессу обмена, и запретил выдавать украинской стороне трех бойцов, об освобождении которых мы уже договорились.

- Уточните, пожалуйста, это был украинский политик?

- Мне не назвали фамилию, просто сказали - высокопоставленный политик. Кто это, я могу только догадываться.

Читайте: Переговорщик Владимир Рубан: пленные подвергаются не только идеологической обработке, но и вербовке

- В контексте освобождения пленных очень часто всплывает имя Виктора Медведчука. Вам известна его роль в этом процессе?

- Что касается господина Медведчука, то он обычно у нас появляется в тот момент, когда фактически все переговорные процессы доведены до логического завершения и с противоположной стороной найдено взаимопонимание по поводу того, как будет обстоять освобождение бойцов. После этого Виктор Михайлович выходит на передний план и делает громкие заявления о своей заслуге в освобождении людей. 99% всей работы по переговорам, согласованию и планированию операций выполняет наша команда.

- А кем Виктор Медведчук уполномочен принимать участие в освобождении пленных? От чьего имени он действует?

- Он себя позиционирует как уполномоченный от украинской стороны. Кто ему дал эти полномочия, - я не знаю. Я не давал.

- Об освобождении какого количества пленных ведутся переговоры на данный момент?

- Мы сейчас обсуждаем случаи, по которым у нас есть на 100% достоверные сведения о месте удержания наших ребят стороной противника. Каждый день мы ведем переговоры о них с полевыми командирами Луганска и Донецка. Общаемся и с Дашей Морозовой - в Донецке сейчас остается порядка 40-а человек.

- На каких условиях осуществляется обмен пленными? Как прописано в Минских соглашениях или как-то иначе?

- Я попытаюсь объяснить, по какому принципу мы освобождаем людей.

Часть наших людей удерживается в Донецке. Но есть еще Горловка, и там тоже есть наши пленные. На горловскую группировку, насколько мне известно, влияние Донецка не распространяется. То же самое и с Енакиево, и с Макеевкой, где тоже удерживают наших ребят.

Донецку надо преодолеть колоссальные сложности для того, чтобы получилось "всех на всех". В Луганской области тоже много группировок, и во многих из них сейчас тоже удерживаются наши ребята. Луганские отряды уже в открытую не подчиняются Плотницкому и не выдают пленных в Луганск. В этой связи у меня вопрос к Медведчуку: может ли он гарантировать, что поедет к полевым командирам и договорится, чтобы они отдали нам украинских бойцов. Лично у меня возникают на этот счет большие сомнения.

Единственный способ обмена сейчас – это договариваться непосредственно с руководителями тех отрядов, где находятся наши ребята, и проводить освобождение в формате, как я бы его назвал, "с кем договорились".

Очень многие полевые командиры держат наших ребят как "резервный фонд". В случае, если их солдаты попадают в плен, они идут на уступки и готовы разговаривать об обмене, скажем, 1 к 5-ти или 1 к 10-ти. До тех пор, пока у нас нет задержанных из числа их формирований, договариваться с ними крайне сложно.

Читайте: Переговорщик Владимир Рубан: пленные подвергаются не только идеологической обработке, но и вербовке

- Сколько наших бойцов на сегодняшний день находится в плену у террористов?

- На данный момент насчитывается 189 человек военнопленных, все они военнослужащие Вооруженных сил Украины. Есть еще небольшое количество бойцов Нацгвардии и добровольческих батальонов, но добровольческие батальоны не дают нам списки своих бойцов, которые удерживаются в плену. Я оперирую только данными Министерства обороны.

P.S Уже после того, как состоялся разговор "Обозревателя" с Василием Будиком из луганского плена был освобожден еще один боец - Александр Кривогуб, который служит в 11-м батальоне "Киевская Русь".

Также пришло горькое известие: умерла мама одного из трех бойцов, которого должны были в эти дни обменять, но освобождение сорвалось.

Читайте: умерла мать оставленного в плену бойца АТО