УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рада: до встречи в Новом году

Рада: до встречи в Новом году

Последний парламентский день уходящего года со всей ясностью показал: в новой Раде мы все имеем дело с так называемой "конструктивной оппозицией".

Конструктивная оппозиция - это такая оппозиция, с которой можно договориться. Это и "Батькивщина", и "Удар", и "Свобода". Ни о какой непримиримости речь уже не идет.

Заседание Верховной Рады началось с зачитывания присяги двумя нардепами. Один из них - коммунист Евгений Мармазов - в первый день работы парламента отсутствовал по болезни. Впрочем, по словам спикера Владимира Рыбака, 25 декабря он тоже болел, несмотря на свое появление на трибуне Рады. Позже состояние здоровья не помешало ему занять пост главы парламентской комиссии по приватизации. Что, в частности, обещает олигарху Григоришину немало приятных моментов в будущем году.

Второй новичок - регионал Василий Поляков, который занял место ушедшего в Кабмин Николая Азарова. Скоро таких новичков прибавится - по мере того как рада удовлетворит заявления новоназначенных министров. С этим связан один забавный эпизод последнего заседания Рады, тоже добавляющий штрих к портрету оппозиции - но об этом позже.

А в это время на сайте Верховной Рады уже висел прелюбопытный документ, подписанный уполномоченными представителями всех фракций парламента - проект постановления о распределении парламентских комитетов. И хотя основная ценность этого документа именно в распределении комитетов между властью и оппозицией, есть в нем один нюанс, который напрямую этой дележки не касается, но зато хорошо иллюстрирует принципиальность оппозиции.

Дело в том, что в постановлении четко расписан персональный состав парламентских комитетов. И в составе бюджетного комитета числится Табалов-старший, а в составе комитета по вопросам налоговой и таможенной политики - Табалов-младший.

Напомним, это постановление подписано главой ВО "Свобода" Олегом Тягнибоком, заместителем главі фракции "УДАР" Виталием Ковальчуком и членом "Батькивщины" (далеко не последним членом, разумеется) Николаем Мартыненко.

Что это означает? Ровно то, что оппозиция признала Табаловых депутатами, принявшими присягу и имеющими право осуществлять депутатскую деятельность и реализовывать свои депутатские полномочия. Что, собственно подтвердилось и самим фактом присутствия Табаловых в сессионном зале, и их участием в голосовании.

Каких либо объяснений никто в оппозиции по этому поводу не дал - ни нам, ни тем двум сотням статистов из "Батькивщины", которые под Радой митинговали, требуя отставки Табаловых. Большие люди уже все порешали, а митинг - так, симуляция бурной деятельности.

Это сигнал потенциальным "тушкам": ребята, в худшем случае вам устроят обструкцию, погоняют по кулуарам со свистом и улюлюканьем, но через неделю-полторы все устаканится, и вы вполне безопасно будете тушковаться в зале заседаний.

Как сказал Олег Тягнибок (правда, не о Табаловых): "Это лишь небольшой компромисс для того, чтобы не затягивать вопрос формирования рабочих органов власти".

Тягнибок говорил о консолидированном голосовании оппозиции и большинства за состав комитетов.

Напомним, ПР в получила 13 комитетов, "Батьківщина" - 9, УДАР – 3, КПУ – 2, "Свобода" - один, но зато по экологии. Националистам мало репутации "конструктивной оппозиции" - они решили еще и послужить иллюстрацией к давнему анекдоту: "Хлопці, бережіть ліс - він нам ще згодиться!"

Притом оппозиция уступила большинству ряд комитетов, в том числе бюджетный, которые ей причитались в соответствии с духом и буквой послания президента на 2012 год. О чем уже после голосования напомнил вице-спикер - "свободовец" Кошулинский. Не будем разъяснять на данном примере значение народного выражения "в свинячий голос", а лишь вспомним вполне резонный комментарий регионала Александра Ефремова: если оппозиция консолидированно проголосовала за распределение комитетов, а отдельные депутаты высказывают недовольство, то пусть адресуют вопросы руководителям своих фракций.

Сам же Ефремов пояснил распределение комитетов традицией: мол, большинству тоже хотелось получить, например, комитет по экономической политике, но он традиционно закреплен за оппозицией - ей и достался.

Не только Кошулинский недоволен распределением комитетов. Анатолий Гриценко не поддержал соответствующее решение фракции "Батькивщина" и пояснил, почему: "Не воспринимаю закрытость, подковерность и безальтернативность в кадровой политике. А еще - уход от ранее заявленных принципов - профессионализма, эффективности, публичности".

Словом, в товарищах согласья нет.

После принятия постановления о комитетах в Раде и вовсе началась комедия. Спикер Владимир Рыбак предложил депутатам осуществить сугубо техническую процедуру - лишить депутатских полномочий четырех парламентариев, назначенных в понедельник министрами.

Леонида Кожару и Александра Лавриновича нардепы отпустили с богом, хотя более 30 карточек и голосовало против, что наводит на мысли об адекватности голосующих. Однако на кандидатуре Игоря Прасолова машина дала сбой. Министр экономики так и не был лишен мандата, хотя спикер трижды ставил вопрос на голосование. Результаты были смешными: 220, 222 и 224 голоса при 226 необходимых.

Депутаты откровенно ржали над ситуацией, а представители оппозиции выступали со словами о том, что Табачнику не место в Кабмине. И хотя Рыбак пытался объяснить принципиальным нардепам, что голосуется заявление не Табачника, а Прасолова, последнему это не помогло. Зато голосование по Табачнику прошло успешно, что создало в парламенте стойкую атмосферу абсурда.

Выветрится ли эта атмосфера из здания под куполом до 10 января, когда парламент продолжит работу? Отнюдь. Абсурд - он не в зданиях, а в головах. А потому - не ждите послаблений. Ведь в январе они начнут принимать законы...