УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Урегулирование: парламентский аспект

Урегулирование: парламентский аспект

Депутаты 28 января напоминали школьников, которые пришли на экзамен с невыполненным домашним заданием. Но у них было одно важное и выгодное отличие - они были сами себе экзаменаторы. А потому зловещей фразы "переэкзаменовка на осень!" никто из них не боялся.

Но обо всем по порядку. Утренняя новость об отставке Николая Азарова серьезно облегчила парламенту работу - Верховная Рада оказалась избавлена от неприятной процедуры выражения недоверия правительству - неприятной и для многих регионалов, и для самого Азарова. Однако еще в понедельник источники в ПР сообщали, что голоса за отставку правительства есть - а значит, заявление "по собственному" просто-напросто позволило Азарову сделать процесс отставки максимально безболезненным.

Утренняя новость об отставке Николая Азарова серьезно облегчила парламенту работу

Впрочем, несмотря на народные приметы, многие регионалы оказались слегка озадачены. Например, Владимир Олийнык был удивлен поступком партийного руководителя: "Этот шаг Николая Азарова свидетельствует о том, что он готов к такому развитию событий, как смена правительства. Но его отставку еще должен принять Президент. Ведь вопрос в том, чтобы сделать лучше, а мы можем только ухудшить ситуацию. Потому что если никто не хочет брать на себя ответственность, то у нас может получится ситуация "правительство на чемоданах", когда правительство уже в отставке но продолжает выполнять свои обязанности. Так спрашивается, зачем это делать?"

Под впечатлением от отставки Рыбак открыл сессию с заметным опозданием, а когда открыл - оказалось, что депутаты попросту не имеют что выносить на голосование. Поэтому срочно был объявлен перерыв, который продлился до полудня.

Сам процесс голосования представлял мало интереса - как всегда, когда в парламенте есть "предварительное согласие о консолидированном голосовании".

Депутаты дружно жали кнопки за отмену части принятых 16 января законов, а потом так же дружно голосовали за повторное принятие некоторых из отмененных законов. Бастовали только КПУ, когда отменяли законы о защите памятников и наказании за отрицание преступлений фашизма, да еще ВО "Свобода", когда эти же законы принимали повторно.

Итак, теперь на митинги снова можно ходить в масках, судить человека можно только в его присутствии, а по дорогам можно передвигаться в колоннах более 5 автомобилей без угрозы драконовского наказания. А вот если Ганна Синькова снова захочет пожарить яичницу на Вечном огне - ее таки посадят.

Между тем, эти новации, едва став свершившимся фактом, отошли на второй план и интересовали всех куда меньше, чем перспективы формирования нового правительства. Пока Кабмином будет управлять Арбузов - в должности и.о. первого вице-премьера. И сколько это и.о. продлится, никто предсказать не может.

Тягнибок: что-то мне постоянно пахнет, как будто что-то где-то горит

От Олега Тягнибока журналисты слышали, что на формирование нового правительства уйдет около недели. Олег Ярославович был вообще весьма общителен и вовасю делился впечатлениями от процесса мирного урегулирования.

"Вот сижу я на этих переговорах, и вроде бы все хорошо. Они соглашаются. Но что-то мне постоянно пахнет, как будто что-то где-то горит", - сказал он, описывая степень своего доверия к инициативам Партии регионов.

По словам, Янукович не возражает против возвращения к конституции 2004 года: "Хотите конституцию 2004 года? Пожалуйста! Только учтите, что после возвращения к этой констиуции придется сразу проводить парламентские выборы, потом - формирование правительства, и лишь после этого - выборы президентские. Вас это устраивает?" _ цитирует Тягнибок Януковича и отвечает, что такой вариант для оппозици неприемлем.

Не все просто и с предложением Януковича к оппозиции сформировать правительство, говорит лидер ВО "Свобода". С одной стороны, Запад выступает за то, чтобы лидеры оппозиции взяли на себя эту ответственность. С другой стороны, страна в преддефолтном состоянии, бюджет пустой. "Зачем нам брать на себя такую ответственность? Чтобы целовать замки в казначействе и гордиться высокими должностями?" - разводит руками Тягнибок, отмечая, что Янукович хочет разделить ответственность, но не полномочия.

Если о рисках Тягнибок говорил охотно и много, то о составе будущего правительства не сказал ничего конкретного. Не смогла добавить конкретики и противоположная сторона. Анна Герман высказала благое пожелание: "Было бы хорошо сформировать коалиционное правительство, в состав которого вошли бы молодые профессионалы как из власти, так и из оппозиции", - однако это не более чем ее пожелание, конкретные кандидатуры Анне Герман неизвестны, а попытка подтолкнуть ее к предположениям закончилась сеансом кокетства: "Я всю жизнь считала себя самой худшей, поэтому не позволяю себе критиковать других людей. Мне всегда кажется, что я хуже всех".

Герман: мне всегда кажется, что я хуже всех

Если учесть, что попытка утвердить новым главой правительства того же Арбузова наверняка натолкнется на сопротивление оппозиции, то может оказаться, что шутка Нестора Шуфрича насчет премьерства Петра Порошенко - это не такая уж шутка. Однажды Петр Алексеевич уже побывал у Януковича министром экономики - так что ему к походам во власть не привыкать.

Однако пока в парламенте вопрос правительства в повестку дня не внесен. Зато внесен другой вопрос - об амнистии. Внесен, но не готов - руководители фракций совещались до вечера, после чего Рыбак перенес сессию на 29 января. Причем на 11 часов дня - с намеком на то, что к утру опять ничего не будет готово.

В чем проблема амнистии? Ну, хотя бы в том, что глава фракции ПР Александр Ефремов намекнул в интервью журналистам, что пока протестующие не покинут улицы и не освободят захваченные здания, никакой амнистии не будет. Разумеется, никто на Майдане такого условия выполнять не станет.

Еще одна попытка усложнить повестку дня была предпринята Турчиновым и Яценюком: они предложили начать работу над изменениями в конституцию. Однако в этом вопросе Рыбак не проявил совсем уж никакого энтузиазма: к нему вернутся не ранее чем решат вопрос с амнистией. Да и в любом случае, изменения в конституцию дело долгое: здесь самим оппозиционерам придется долго договариваться между собой.