УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Майдан объединенный: слияние или поглощение?

Майдан объединенный: слияние или поглощение?

Итак, два Евромайдана объединились.

О том, что Евромайдан - один, еще в понедельник на вечернем митинге заявил Олег Тягнибок, разоблачивший новую коварную тактику властей: рассказывать о двух майданах - на одном плохие политики, а на втором - хорошие "не политики". Лидер ВО "Свобода" привычно пожертвовал формальной логикой, объяснив зрителям, что отсутствие политической символики означает отсутствие политики и отказ от требований отставки Азарова и импичмента Януковича.

На это можно возразить, что иногда как раз отказ от узкопартийных задач в пользу задач общегражданских и приводит к тому результату, которого ввиду своей беспомощности и ограниченности не могли достичь дискредитировавшие себя оппозиционные партии. Но Тягнибок нам все равно не поверит.

После Тягнибока тезис о "едином майдане" звучал на европейской площади регулярно и на разные лады. Вечером во вторник выступавший "на разогреве зрителей" Вячеслав Кириленко опять напомнил всем, что майдана не два, а один.

"Там, на Майдане Незалежности, всё меньше - но зато как-то честнее"

Между тем, их было два. И дело не в географии - между майданами каких-то 400 метров. Для наблюдателя, чувствительного к настроениям масс, это расстояние показалось бы не четырьмя сотнями метров хорошего асфальта, а четырьмя сотнями метров глубокой пропасти, потому что "европейское вече" на Европейской же площади было мероприятием сугубо партийным. И дело не только в многочисленных флагах с партийной символикой, которые забивали собой львиную долю "картинки". Физиономии трехголовой оппозиции на больших экранах перед Украинским домом и гремящие из динамиков речи - предсказуемые и серые, как депутатские пиджаки - вот что делало майдан на Европейской площади неприемлемым для многих киевлян. И хотя со сцены здесь играли хорошие музыкальные группы, это мероприятие все равно выглядело как некий гибрид провальной весенней акции "Вставай, Україно!" и не менее провального "юлевольного" палаточного городка у Печерского райсуда.

По вечерам здесь собирались те, кто готов был кричать "Ура!" Яценюку, Тягнибоку и Кличко ради Европы, да еще те, кто готов был эту троицу терпеть - опять же ради Европы или хотя бы ради любимых "Мандр", "От винта", "Мотороллы" и "АтмАсферы". Как сказала автору встреченная на Европейской площади знакомая - убежденная украинская националистка: "Там, на Майдане Незалежности, всё меньше - но зато как-то честнее".

Там, на Майдане Незалежности, царила другая атмосфера. Там людям, желающим выступить, куда проще было добраться до микрофона, да и люди были куда как более интересные. Киевляне и приезжие, музыканты, поэты, диссиденты, профсоюзные вожаки, гражданские активисты, да просто "люди с улицы" - они говорили с участниками майдана на их языке, они не пытались свести проблему евроинтеграции к правильному голосованию на округе №223 или на президентских выборах 2015 г. У тех, кто "вел" беспартийный майдан, отчасти получилось воссоздать в очень урезанном варианте атмосферу девятилетней давности, с ее наивной верой в скорые перемены и с искренним энтузиазмом масс.

"Мы против партий. У них - свои интересы. А мы в 2004г. на Майдане стояли и сейчас постоим"

Обитатели беспартийного майдана откровенно говорят: "Мы против партий. У них - свои интересы. А мы в 2004 г. на Майдане стояли и сейчас постоим". Студенты твердят о том же: "Там - партийный майдан. А мы, студенты, вне политики. У каждого из нас есть свои политические предпочтения, но здесь мы не ради них, а рази общей цели - евроинтеграции". Ориентированный на партийный актив "европейского вече" такого подхода бы не понял.

Эта разница в подходах и, что важнее - в мировоззрении, и привела к комичной ситуации, когда заявившиеся на беспартийный майдан вожди оппозиции столкнулись с отсутствием лояльности участников. Журналист Ольга Червакова пишет в своем аккаунте на Facebook: "Щойно на сцену вийшов виступатиТягнибок і почав виголошувати гасла про відставки і "пандугеть", його освистали студенти скандуванням "без полiтики! без полiтики!". З Яценюком було ще гірше. Він навіть не встиг сказати нічого про політику, промовив два-три речення - і вже ними втомив господарів євромайдану: студентство перервало його кричалкою "Хто не скаче, той москаль!". Бідолашний партлідер навіть не второпав, що сталося, а навколо нього всі кричали, біснувалися, гоготали і підстрибували. Так він і не допромовляв!"

Напомню, мы сейчас смотрели на майданы с точки зрения наблюдателя, чувствительного к настроениям масс. А теперь давайте посмотрим на те же майданы чуть иначе. Вожди оппозиции далеки от совершенства, а их политтехнологи - отнюдь не боги. Но просчитать ситуацию и учесть неизбежный факт, что далеко не всех сторонников евроинтеграции устраивают такие партии и такие методы, думается, ума хватило и у них.

Что в этом случае делать? Позволить "антипартийной группе" создать альтернативную площадку, которая будет мобилизовать нелояльную к партиям общественность. Градус альтернативности выдерживать такой, чтобы два майдана не конфликтовали между собой, но при этом чтобы "антипартийные" чувствовали себя политически комфортно и независимо.

Было ли требование Юлии Тимошенко убрать партийную символику и объединить майданы запланировано заранее, или же это был сюрприз для Яценюка? Неизвестно. Однако в любом случае, объединение майданов дало оппозиции такой бонус, ради которого можно и пожертвовать партийной символикой. Все равно лица Тягнибока, Яценюка и Кличко, не говоря уже об Ильенко и Турчинове, намного красноречивее любых партийных флагов - красных, белых или синих. А ведь лица свои они демонстрировать не перестанут, такого уговора не было.

Итак, замаскированный партийный майдан переехал к майдану беспартийному. Это значит, что он перенесет туда и свои партийные порядки. Партийная массовка своей организованностью задавит полуанархический энтузиазм "беспартийцев", и уже завтра тон на площадке вокруг монумента независимости будут задавать партии. Студентам же останется прыгать и кричать "Хто не скаче, той москаль!" Белым господам нравятся пляски туземцев...