УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Комментарий: Журналисту в Турции трудно дышать

1,5 т.
Комментарий: Журналисту в Турции трудно дышать

Положение журналистов в Турции можно описать простым сравнением: это как жизнь в герметически замкнутой кабине, из которой откачивают кислород, считает Явуз Байдар.

Турецкие журналисты - во всяком случае, те, кто считает своим профессиональным долгом честно и с достоинством служить обществу - вынуждены бороться за каждый глоток воздуха. Причем удушение свободы прессы идет в двух направлениях: чем жестче разнообразная цензура, тем эффективнее и самоцензура.

После протестов в парке Гези было выдано более 40 приказов, подавляющих информацию о коррупционных скандалах или угрозах терактов со стороны "Исламского государства". Лишение аккредитации стало будничной практикой. Критически настроенных газет вы не найдете ни в рабочих кабинетах, ни в аэропортах и самолетах турецких авиалиний. Комитет по теле- и радиовещанию выступает в роли главного цензора. Он только и делает, что штрафует телекомпании.

Угроза тюрьмы хуже посадки

Аресты еще не стали массовыми, но угроза висит над всеми. Число следственных дел и судебных исков против журналистов и блогеров, в основном за "оскорбление президента страны Эрдогана", подскочило до небес. Некоторым коллегам грозят долгие сроки заключения.

По данным правозащитной организации "Репортеры без границ", тюремные наказания отбывают около 20 журналистов. И хотя число арестов убывает, многие приговоры вызывают крайнюю озабоченность, например вынесенные по делам Надима Шенера и Ахмета Шика. Хидайет Караджа, глава телеканала Samanyolu (STV) более четырех месяцев провел за решеткой из-за сценария телесериала. А репортер ежедневной газеты Taraf Мехмет Барансу был обвинен в разглашении государственной тайны. Власти объявили его шпионом. Оба случая могут стать прецедентами для дальнейшего удушения свободы слова.

Хочешь есть - включай самоцензуру

Самоцензура стала нормой журналистской субкультуры. Я всегда считал, что это - одна из форм добровольного заключения в тюрьму. Она особенно широко распространена в больших медийных концернах, которые принадлежат олигархам, зависящим от отношения правительства к их сделкам. Редакции новостей превратились в тюрьмы, где надзиратели - высокооплачиваемые редакторы. Их задача - зажимать новостную информацию и вынуждать журналистов и комментаторов выступать в роли рупоров правительства. Тех, кто ропщет, тут же увольняют. Всего 1,5 процента журналистов решились примкнуть к профсоюзам. Поэтому отстаивать свою независимость - значит рисковать увольнением. А страх остаться без средств к существованию действует сильнее, чем угроза ареста.

В общем и целом около 80 процентов всех СМИ в Турции контролируются государством. Журналисты забывают об элементарной журналистской этике. Впору бить во все колокола.

Явуз Байдар - один из основателей Объединения независимой журналистики P24, обозреватель ежедневной газеты Zaman, блогер американского информационного онлайн-портала Huffington Post