УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как большая оппозиция маленькой помыкает

Как большая оппозиция маленькой помыкает

Группа оппозиционных политиков на День соборности подписала Соглашение о совместных действиях. Этот акт всячески рекламировался задолго до самого события. Однако состоялось ли действительное объединение оппозиции? За декорациями показного единства прячутся все то же взаимонепонимание и стремление "нагнуть" более слабого соратника.

Вожаки оппозиционной стаи уже определились. Они еще не выяснили между собой, кому какая доля добычи полагается, и мы, возможно, еще увидим, как в процессе достижения взаимопонимания в стороны будут лететь клочья шерсти. Так, не на камеру представители оппозиции рассказывают, что лидер "Фронта перемен" Арсений Яценюк настаивает на паритетном распределении мажоритарных округов между "ФЗ" и "Батькивщиной", что повергает в стресс команду Турчинова. Он-то рассчитывал поделить округа между БЮТ, "ФЗ" и "Свободой" по схеме 20+10+4 - в соответствии с одним из вариантов рейтинга поддержки оппозиционных партий.

Надо сказать, Яценюк успешно входит в роль вождя оппозиции. Он уже научился требовать к себе соответствующего отношения и сам демонстративно свысока смотрит на товарищей по оппозиционному лагерю. Особенно наглядно это продемонстрировал инцидент с Виталием Кличко. Вот видео этого знаменательного момента единения оппозиции.

Виталий Кличко, получив в не слишком вежливой форме предложение подписать Соглашение, пытается говорить о своих замечаниях - но Яценюк ясно дает понять боксеру, что его замечания никого не интересуют: "Подписывайте!"

То, что произошло дальше, было не менее унизительно для Виталия Кличко. После того как тот подписал (с замечаниями) Соглашение, Яценюк отдал команду выпустить лидера партии "УДАР" на сцену для выступления: "Можно выпускать!"

Почему так себя ведет Яценюк, можно с большой долей вероятности предполагать: бывшая шестерка со своими нынешними шестерками не церемонится - не секрет, что именно так вожаки оппозиции (и Арсений в том числе) расценивают политическую мелочь, сбежавшуюся на подписание оппозиционного соглашения.

Но почему позволяет так с собой поступать Кличко? Он откровенно не держит удар в политике. То ли не ожидал такой наглости и напора со стороны Яценюка, то ли не хочет ссориться. В любом случае, Кличко в этом спектакле сыграл роль пассивного объекта, которому сначала дали команду подписать, а потом разрешили выступить. Увы, сам Виталий не комментирует инцидент на митинге.

Справедливости ради стоит заметить, что замечания к соглашению у Кличко достаточно адекватные. Виталий требует праймериз, то есть предварительных выборов единого кандидата от оппозиции на каждом округе. Он говорит, что распределение квот в соответствии с рейтингом оппозиционных партий неприемлемо. Он предлагает прекратить разговоры о том, какие оппозиционные партии попадут в парламент, поскольку такая риторика мало чем отличается от поведения представителей власти, уже решивших, кто должен быть в новом парламенте.

Однако ни Турчинов, ни Яценюк не намерены брать на вооружение такой избирательный инструмент как праймериз. Они категорически против этого. А это значит, что единой оппозиции на выборах не будет. Будут те, кто договорился, и те, кого договорившиеся "кинули".

Среди последних вполне могут оказаться такие деятели оппозиции как Анатолий Гриценко и Павел Жебривский.

У них свои счеты с "большой оппозицией". Вот что рассказал "Обозревателю" председатель партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко:

"Когда готовилась совместная акция ко Дню Соборности, возле Софии, то нам предложили подписать проект совместного соглашения. Предложение внес Сергей Соболев, который координирует деятельность комитета. Я попросил прислать нам текст этого проекта соглашения. В нем шла речь фактически о ненападении, об исключении взаимной борьбы. Условное название - пакт о ненападении. Я был готов его подписать. А когда я пришел на совместный митинг, я случайно узнал о том, что будет подписываться другой документ - не тот, который мне раньше высылал Сергей Соболев. Я тогда подошел к Александру Турчинову и говорю: "Саша, покажи мне документ, чтобы я мог его изучить и быстро принять решение, подписывать его или нет". А он мне ответил: "А вы его подписывайте, не читая, как это сделали другие". Вот этот ответ категорически был мною не принят. Никогда "Гражданская позиция" и я, как глава партии так не действовали и не будем действовать. Потому что мы люди ответственные, если мы ставим подпись, то мы должны действовать должным образом. Когда соглашение было озвучено с трибуны, я понял, что это абсолютно другой документ, намного шире, полнее, в котором ставятся задания и координация кандидатов в округах, совместных мероприятий по защите голосования в округах и совместных действий в парламенте. То есть, этот документ лучше, чем предыдущий, но мы его не видели и поэтому не подписали. И вообще, я скажу, что намного важнее совместные действия, а не совместно подписанный документ. Поэтому, если будут совместные действия и будет открытость на этом пути, тогда оппозиция будет иметь успех. Но мы не будем расценивать как честное ровное отношение к нам, если нам Турчинов или кто-нибудь другой будет предлагать подписывать документы, не читая их. Думаю, что Турчинову нужно сделать выводы из своего такого безответственного поведения".

Поведение безответственного Турчинова, как две капли воды похожее на аналогичное поведение Яценюка, выглядит как поведение заждавшихся наследников, которые дорвались до контрольного пакета акций оппозиции и теперь цинично помыкают миноритарными акционерами.

Еще один обойденный член оппозиции - председатель партии Украинская платформа "Собор" Павел Жебривский. Как говорят наши источники, ему вообще не предложили подписать документ - видимо, "большая оппозиция" сочла его слишком малой величиной. Жебривский тоже прокомментировал сложившуюся ситуацию корреспонденту "Обозревателя":

"В нашем уставе мы прописали, что для партии обязательны праймериз. Все должно быть на конкурентных условиях Мы предложили той оппозиции, которая говорит об объединении: "Друзья, какие могут быть квотные принципы для мажоритарщиков как единых от оппозиции? Давайте от оппозиции определим кандидатов в депутаты, и пусть они поработают на округах. Пусть они покажут, на что способны, покажут, что не станут "тушками". А после этого мы проведем либо праймериз, либо социологическое исследование. И кто покажет лучший результат, тот и будет единым кандидатом". А нам говорят, мол, пусть та партия, которая имеет самый высокий рейтинг в этом регионе, та и выдвигает кандидата по мажоритарке. Но ни в одной партии нет кандидатов, которые могли бы закрыть 225 мажоритарных округов. Ни в Партии Регионов, ни в какой другой политической силе. Праймериз - это демократия, это плюрализм, это прозрачность. А все остальное очень хорошо характеризуется поговоркой: "Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать". Играть в прятки нам не интересно. Чем оппозиция тогда отличается от власти? Это же не демократия - то, о чем они говорят. Если мы говорим, что мы отличаемся от нынешней власти, то нужно своими действиями показывать, что мы от них отличаемся. Иначе получается, вначале у корыта были одни, а теперь хотят быть другие. Для нашей политической силы это не интересно".

Такая ситуация категорически не интересна тем оппозиционерам, кто в результате сговора крупных оппозиционных партий останется не у дел. Однако интерес крупных оппозиционных партий прослеживается четко: не делиться с мелкими соратниками в расчете воспользоваться результатами совсем не очевидной победы без лишних ртов. Синдром этот неоднократно описан в специальной, популярной и художественной литературе, и называется он просто - жадность. А демократия... Что ж, демократия может и потерпеть. В конце концов, ей не привыкать - она у нас в Украине традиционно на роли терпилы...