УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сергей Гайдукевич: Мечтаю, чтобы белорусы жили не хуже, чем в ЕС

1,4 т.
Сергей Гайдукевич: Мечтаю, чтобы белорусы жили не хуже, чем в ЕС

Претендент на пост президента Беларуси Сергей Гайдукевич рассказал в интервью DW, почему он причисляет себя к оппозиции и что, по его мнению, следует изменить в стране.

В президентских выборах, которые пройдут 11 октября, Сергей Гайдукевич участвует как выдвиженец от возглавляемой им с 1995 года Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ). 61-летний Гайдукевич - ровесник нынешнего белорусского президента Александра Лукашенко, он полковник запаса, обладатель дипломов Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища, Военной командной академии ПВО, юридического факультета Московского коммерческого института.

Либерально-демократическая партия Беларуси возникла на базе регионального отделения созданной в 1990 году Либерально-демократической партии СССР под руководством Владимира Жириновского. ЛДП Беларуси зарегистрирована Минюстом в феврале 1994 года. До момента избрания лидером партии Гайдукевича (в сентябре 1995 года) ЛДПБ разделяла лозунги и взгляды ЛПДР.

С приходом Гайдукевича к руководству партии она уходит от лозунгов панславизма, дистанцируется, а потом и вовсе отказывается от тесных связей с ЛДПР и Жириновским. В марте 1999 года ЛДПБ принимает новую программу, в которой провозглашается, что ЛДП - партия независимого белорусского государства, для которой основными приоритетами являются политическая и экономическая независимость Республики Беларусь.

Сергей Гайдукевич принимает участие уже в третьей президентской кампании. Ряд экспертов уверены, что сейчас, как и в выборах 2001 и 2006 годов, он участвовал для видимости альтернативы - чтобы в бюллетенях не осталась только фамилия Лукашенко. DW расспросила лидера либерал-демократов, почему он считает себя оппозиционным кандидатом и что он хотел бы изменить в Беларуси.

DW: В Беларуси вас называют спарринг-партнером Александра Лукашенко. Вы партнер или соперник действующего президента?

Сергей Гайдукевич: В программе нашей партии записано, что мы - против диктатуры власти, назначения чиновников единоличным указом, сидения в руководящих креслах более двух сроков. Я никогда не был спарринг-партнером.

Напротив, я входил в созданный по инициативе ОБСЕ в 1999 году для ведения переговоров с властью Консультативный совет оппозиционных политических партий. В 2001 году пошел на выборы, не поддержав в качестве единого кандидата от оппозиции Гончарика, в прошлом секретаря горкома КПСС. Я не могу сказать членам своей партии: я не иду на выборы, а вы все будете поддерживать кандидата N, меня не поймут, я просто потеряю пост главы ЛДПБ.

- Если вы соперник Лукашенко, то в чем ваши главные программные отличия от программы действий нынешнего главы государства во внутренней, внешней политике и в экономике?

- Не вижу особых сходств по многим пунктам. Например, если говорится, что у нас все хорошо в плане прав и свобод, то я говорю: Беларусь требует развития гражданского общества как основополагающего пути для развития экономики, политических партий и всего остального. Я совершенно иначе смотрю на экономику: ее необходимо реконструировать в рыночную. Частный бизнес - залог новых возможностей и рабочих мест.

Вместо нынешней практики долгосрочного планирования нужно планировать так, как в Европе, где прогнозируют кризисы и готовятся к ним. А у нас чиновники рапортуют, чтобы угодить начальству. Государство как регулятор должно вмешиваться только тогда, когда ситуация того действительно требует.

- Как бы вы, будучи президентом, строили отношения Беларуси с ЕС и с Россией? Какое направление - на Восток или на Запад - является для вас приоритетным?

- Однозначно выбрать приоритет - это ломать страну через колено. Внешнюю политику я бы строил так, как хотят граждане Беларуси, большинство которых считают себя европейцами. Президент должен с этим считаться. Я приветствую участие Беларуси в европейской программе "Восточное партнерство". Со всеми соседями - Польшей, Литвой, Латвией, Украиной, Россией - мы должны дружить. Отношения с РФ строил бы, как сейчас, в этом я не вижу никакой угрозы суверенитету Беларуси.

Важен баланс между Западом и Востоком. Минск может успешно (это подтверждают проходящие в Беларуси переговоры по Украине) помогать в таких ситуациях, как, например, сейчас, когда отношения РФ с Западом ниже плинтуса. Убежден, что Запад обратит на это внимание, и согласится с тем, что нас нельзя оставлять без Европы. Путь Беларуси - европейское развитие.

- В свое время вы высказывались за переход Беларуси на российский рубль. Какова ваша позиция сегодня?

- От своих слов не отказываюсь, но тогда в интервью это прозвучало в отрыве от контекста: был 2011 год, курс белорусского рубля упал с 3000 за доллар до 9000, санкции Запада против Беларуси, тяжелая экономическая ситуация. Я ответил на вопрос, что делать, если правительство не знает, как быть с белорусским рублем. Может, стоит подумать о переходе на российский (на тот момент относительно стабильный)? Я говорил об этом как о крайнем случае, если иного выхода не будет. С удовольствием сказал бы: давайте перейдем на евро, но это чистый популизм был бы.

- Вы участвовали в президентских выборах уже дважды - в 2001 и 2006 годах. Чем отличается нынешняя кампания?

- Категорически отличается. Раньше о кандидатах в президенты узнавали в момент регистрации, на этом информирование заканчивалось. Сейчас белорусские телеканалы рассказывают о действиях кандидатов начиная с этапа регистрации их инициативных групп. Например, на совещании с региональными активистами было три телекамеры, как, кстати, и на пикетах в Минске, прошедших в людных местах, а не на площади Бангалор, как раньше. Кроме того, кандидатам разрешили создать фонды для финансирования кампании.

Для меня нынешняя кампания - шаг вперед. Если ЕС это не увидит, нам не останется никакого пути, кроме как двигаться в одном восточном направлении. Говорю это как человек, болеющий за Беларусь. Моя дочь и внучка - граждане Австрии, я часто бываю в странах ЕС. Неужели вы думаете, что я не мечтаю о том, чтобы в нашей стране жизнь была не хуже, чем в Европе?

- В день голосования на президентских выборах 2010 года вместе с активом своей партии вы посетили цирк. Где вы намерены находиться в день нынешних выборов, вечером 11 октября?

- В день выборов я буду со своими сторонниками в штабе. А поход в цирк был оценкой происходящего как клоунады. Оппозиция в 2010 году не смогла выдвинуть единого кандидата, ранее они говорили, что Гайдукевич участвовал в выборах, чтобы закрыть брешь, а тут они сами пошли на выборы. Я снялся, кто им мешал сняться, если они убеждены, что выборов в стране нет?