УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Поощрение для Кремля": СМИ прокомментировали возможность отмены Германией санкций

6,9 т.
Франк-Вальтер Штайнмайер

30 мая в Берлине началась двухдневная конференция "Потсдамские встречи", которую ежегодно проводит Германо-российский форум. Тема в этот раз - "Внешнеполитический и экономический диалог". Торжественное открытие конференции состоялось в фешенебельной гостинице Адлон у Бранденбургских ворот.

С приветствием к собравшимся сначала обратился председатель правления Германо-российского форума, бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург Маттиас Платцек. Затем - бывший министр культуры России, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Третьим выступал председатель правления немецкого энергетического концерна Wintershall Марио Мерен, сообщает DW.

Читайте: Премьер Греции Ципрас назвал санкции ЕС против России непродуктивными

Система поощрений

Но повышенное внимание высокопоставленной берлинской публики и прессы, которая в прежние годы едва замечала "Потсдамские встречи", привлекли не они и не изысканный фуршет, оплаченный спонсорами конференции.

Журналисты, депутаты бундестага, научные и общественные деятели, политологи пришли послушать министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, впервые согласившегося выступить на этом форуме и отличившегося на прошлой неделе новыми рассуждениями о санкционном режиме в отношении России. Министр, в частности, допустил возможность поэтапной отмены санкций по мере достижения прогресса в деле реализации минских договоренностей по урегулированию конфликта на востоке Украины.

Выступая на форуме, министр повторил свой тезис. "Санкции должны служить стимулом политического поведения, ориентированного на преодоление конфликта, - заявил он. - С нашей точки зрения, правильно и дальше оказывать нажим, но одновременно следует интеллигентно обходиться с инструментом санкций". Прежние действия по принципу "все или ничего", по оценке Штайнмайера, "до сих пор не приблизили нас к имплементации минских договоренностей".

Новая идея министра заключается в том, чтобы дополнить инструмент санкций системой поощрений, то есть, отменять те или иные штрафные меры по достижению некого "значительного прогресса" в деле урегулирования конфликта в Донбассе. Штайнмайер при этом не уточнил, что он счел бы "значительным прогрессом".

Пока он расценивает ситуацию на востоке Украины как "чрезвычайно напряженную", напоминает о недавнем обстреле конвоя наблюдателей ОБСЕ, отсутствии подвижек по политическим аспектам минского протокола.

Читайте: Украинский гамбит: Слава Рабинович оценил, как освобождение Савченко повлияет на санкции против России

Министр и "дело Лизы"

Предлагая новое, "интеллигентное" использование инструмента санкций, Штайнмайер вместе с тем остается на прежних позициях в своей принципиальной критике действий Кремля на мировой арене и его внутренней политике.

В своей речи он несколько раз назвал присоединение Крыма к России противоречащей международному праву аннексией, говорил о незыблемости принципа неприкосновенности границ в Европе, критиковал российские действия по дестабилизации ситуации на востоке Украины и гонения на представителей гражданского общества в самой России, навешивание ярлыков "иностранных агентов" на неправительственные организации.

"А что меня лично глубоко потрясло, - добавил Штайнмайер, - так это поведение государственных инстанций России, в том числе, ее министерства иностранных дел и посольств в так называемом "деле Лизы".

Читайте: Геращенко назвала число стран ЕС, которые поддерживают Россию

Добрый и злой следователи?

Наблюдатели в Германии разошлись во мнениях в оценке предложения Штайнмайера творчески подойти к инструменту санкций. Одни сочли его признаком постепенной смены курса правительства ФРГ, обусловленного расхождением во мнениях внутри Европейского Союза по вопросу о предстоящем летом продлении санкций, желанием некоторых его членов закрыть эту главу в истории отношений ЕС с Россией.

Другие называют все это политической тактикой, сравнивает с игрой в доброго и злого следователя. Канцлер, мол, жестко настаивает на санкциях и грозит даже их ужесточением, а министр иностранных дел сулит поблажки в случае хорошего поведения.

Задача при этом у обоих остается одна - побудить или принудить Москву к конструктивному подходу в деле реализации минских договоренностей.