УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что осталось от "нормандского" саммита?

1,4 т.
Что осталось от 'нормандского' саммита?

Главная договоренность, достигнутая в ходе встречи лидеров ФРГ, Франции, Украины и России в Париже - о переносе выборов в Донбассе - снова под вопросом.

"Я думаю, того, что можно было достичь, мы сегодня достигли". Так без особого оптимизма прокомментировала канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) итоги парижской встречи в "нормандском формате" с президентами Франции, России и Украины. "И я не уверена, - добавила она, - что после сегодняшнего дня снова не произойдет отката назад".

Саммит проходил в пятницу, 2 октября, закончился он поздно вечером, а 3-го в Германии был праздничный день. Поэтому о "нормандском" саммите скупо рассказали только информационные агентства и чуть подробнее немногие воскресные издания.

Главная тема саммита

Некоторые немецкие наблюдатели видят некоторые приметы разрядки ситуации на востоке Украины. В актив политических усилий в рамках "нормандского формата" они заносят режим прекращения огня, который соблюдается с начала сентября, отвод от линии соприкосновения тяжелых вооружений, а теперь - и калибра менее 100 миллиметров.

В центре внимания участников парижского саммита, однако, были не эти вопросы, а местные выборы на востоке Украины, которые (согласно минским договоренностям) должны быть проведены до конца этого года, причем, в соответствии с украинским избирательным законодательством и под контролем наблюдателей ОБСЕ. По мнению Киева, Берлина и Парижа, запланированные сепаратистами на 18 октября и 1 ноября выборы в самопровозглашенных ДНР и ЛНР этим критериям не отвечают, а потому должны быть отменены.

Высказывания французского президента и немецкого канцлера на пресс-конференции по итогам встречи в Париже журналисты поняли так, что выборы в Донбассе откладываются. Ангела Меркель сообщила, что российский президент Владимир Путин, который на пресс-конференции не присутствовал, "обязался" позаботиться о том, чтобы голосование прошло так, как это предусмотрено минским протоколом.

"То есть, - добавила Меркель, - в соответствии с украинским законодательством и в результате согласований между сепаратистами в Донецке и Луганске с правительством Украины". По ее словам, Путин пообещал содействовать тому, чтобы "необходимые предпосылки (для проведения выборов. - Ред.) были созданы в кратчайшие сроки".

Франсуа Олланд в свою очередь объяснил, что все участники саммита согласились с тем, чтобы детали будущего закона о выборах в Донбассе были согласованы непосредственно сепаратистами и представителями украинских властей. И только после того, как Верховная рада такой закон примет, такие выборы могут проводиться, причем, при участии международных наблюдателей и по истечении трехмесячного срока на их подготовку.

Опровержение из Кремля

Не прошло, однако, и суток, как оптимисты из числа немецких наблюдателей и участников саммита в Париже оказались разочарованными. Меркель, говоря о возможности "отката назад", как в воду глядела.

Как дал понять пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, у его начальника нет особых возможностей повлиять на лидеров сепаратистов, поэтому и ничего обещать он не мог. Путин, мол, поручил "соответствующим службам, соответствующим российским представителям, которые осуществляют эти контакты", обсудить с ними вопрос о проведении выборов. Но "и сроки, и модальности, и все это будет зависеть от решения представителей ЛНР, ДНР", - констатировал Песков.

Выходит, все вернулось на круги своя, а лидеры стран-участниц переговоров в "нормандском формате" зря собирались в Париже? Когда корреспондент DW в понедельник, 5 октября, на правительственной пресс-конференции в Берлине спросил об этом официального представителя МИД ФРГ и привел российские доводы об отсутствии у Путина рычагов воздействия на сепаратистов, Мартин Шефер (Martin Schafer) с улыбкой задал встречный риторический вопрос: "И вы ему верите"?

Берлин надежды не теряет

В правительстве ФРГ по-прежнему исходят из того, что российский президент сдержит свое обещание и окажет на сепаратистов соответствующий нажим. "Мы уверены, что влияние Кремля на них больше, чем об этом можно судить по некоторым высказываниям из Москвы", - заявил Шефер.

Он надеется, что уже в ближайшие дни - в течение этой недели - ситуация прояснится, что российская сторона сдержит свои обещания. Если же сепаратисты не последуют рекомендации Москвы и не отменят выборы, то, продолжал Шефер, "мы постараемся узнать в Москве, какими будут последствия для отношений с сепаратистами".

В Берлине понимают, что на пути к выборам, а с ними и политического урегулирования ситуации на востоке Украины еще немало препятствий. В беседе с корреспондентом Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung министр иностранных дел Украины Павел Климкин перечислил, например, условия, при которых Киев готов будет признать итоги голосования в Донбассе.

Это, в частности, полная свобода печати в ходе предвыборной кампании, отсутствие каких-либо ограничений при регистрации кандидатов и партий, а главное - право голоса и возможность им воспользоваться для тех полутора миллионов жителей востока Украины, которые бежали из районов, находящихся под контролем сепаратистов. Ясно, что их вотум может оказаться решающим, если предположить, что выборы и в самом деле будут проводиться по стандартам ОБСЕ.

В Берлине к таким требованиям Киева относятся с пониманием. "Вполне объяснимо желание обеспечить участие в выборах для людей, - говорит Мартин Шефер, - которые из-за невыносимых условий были вынуждены покинуть свои дома, бежать из захваченных сепаратистами регионов".