УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Богуцкая: если в Крыму отключить свет и воду, "новые русские" поймут, во что вляпались

32,0 т.
Богуцкая: если в Крыму отключить свет и воду, 'новые русские' поймут, во что вляпались

Проукраинская активистка Лиза Богуцкая вынуждена была уехать из Крыма после того, как провела почти сутки в ФСБ и после обыска в ее доме. О том, что заставило Богуцкую уехать, она рассказала в интервью "Обозревателю".

- Когда вы пришли к выводу, что вам надо уехать их Крыма?

- Сразу, когда выпустили из ФСБ, я поняла, что надо уезжать. Сейчас мне многие говорят, что это было единственным правильным решением. Кроме того, когда вокруг сложившейся со мной ситуации поднялся большой резонанс, в Крыму ФСБ несколько поутихло. Они перестали звать людей на допросы и проводить обыски. Просто составили "черный список". Хотя это касается лишь славян. Ситуация с крымскими татарами довольно сложная.

- Расскажите об этой ситуации?

- Вообще, за 23 года крымскими татарами никто серьезно не занимался. Власти было недосуг, это ведь серьезная проблема, которая никогда не решалась. Было просто решение Горбачева их реабилитировать/ Поскольку за все 23 года правительство Крыма не решало жилищный и земельный крымских татар, из-за есть случаи, когда татары делали самозахваты земли, которые вполесдтвии не были узаконены. Эти участки не были застроены, там лишь сарайчики стоят, в которых они живут. Российские власти этим играют.

2 октября я увидела сумасшедшую цифру площадей земель, озвученную Аксеновым, которые находятся под незаконным строительством. Это значит, что в ближайшее время будут разбираться с этими самозахватами и все сносить.

Россия понимает, что депортировать татар из Крыма невозможно. Поэтому они делают все для того, чтобы их жизнь была невыносимой. Многие под этим давлением и уезжают. В основном едут в Западную Украину, во Львов, поскольку татарам близок менталитет жителей Западной Украины. Там они сталкиваются с проблемами еще большими, чем были, когда они приехали в Крым. Они обращаются ко мне, и мы пытаемся создать сейчас какую-то общественную организацию, которая будет лоббировать интересы не только крымчан.

Читайте:Крым: уже не Украина, но еще не Россия

- Где вы сейчас живете?

- Я остановилась в Киеве у своей подруги. Она в 1986 году, когда бахнул Чернобыль, приехала к нам, и мы помогли ей пересидеть с ребенком тот тяжелый момент. Когда сложилась у меня подобная ситуация, я обратилась к ней за помощью, и она встретила меня с объятиями. Я живу пока у нее, но хотелось бы снять отдельную квартиру, когда появится такая возможность.

- У вас в Крыму осталась семья?

- Да. Муж и дети. Дочери – 25 лет, она работает, а сыну – 16. Он учится сейчас в выпускном классе уже российской школы. До этого он учился в украинской гимназии. Преподавание было на украинском языке, даже физкультура. Эту гимназию в Симферополе строил еще Кучма. Такое красивое здание. Теперь он учится в другой школе, но все равно переучивается. Вместо "завширшки" говорят "высота", "завдовжки" - длина. Сложно, конечно.

Читайте: На билборде "Единой России" в Крыму появилась надпись "ПТН ПНХ"

- Сына, когда вы уехали, в школе не обижали?

- Нет. Моего сына все любят, он пользуется уважением среди одноклассников. Он спортсмен. Его классный руководитель лояльно к нам относится. Когда я уехала, она подошла к нему и сказала, что, если кто-то будет его обижать, чтобы он говорил. Правда, он недавно мне звонил и сказал, что ему выдали анкету, которую я должна заполнить для того, чтобы выдали аттестат. В ней надо указать, есть ли у меня сайты, адреса электронных почт, средства. Якобы для того, чтобы школа могла предоставить обо мне, если спросят, любую информацию. Я сказала, чтобы написал только мою фамилию и имя, а во все остальные графы ставил прочерк.

Читайте:Единственный голосовавший против аннексии Крыма российский депутат решил остаться в США

- Вы думали о воссоединении с семьей?

- Дело в том, что я сейчас не занимаюсь тем, чем я зарабатываю обычно. Я не могу заниматься дизайном, когда такое в стране происходит. Меня содержит муж. Суммы, для того, чтобы семья могла снять квартиру – нас же четыре человека - у нас нет. Поэтому пока мы живем раздельно. Кроме того, у нас там дом и хозяйство осталось - мы же не думали, что будем уезжать. Забрать мы это все сюда не можем. Пока я планирую создать общественную организацию. Мне поступают предложения от граждан, которые выехали из Крыма. Посмотрим, что получится. Я считаю, что надо нас всех вместе собрать, это станет неким двигателем и, возможно, коммуникатором между властью и народом.

Читайте:К дому похищенных крымских татар съехались люди из всех регионов Крыма

- Муж получил в Крыму российский паспорт?

- Нет. В нашей семье все отказались.

- На носу парламентские выборы. Вы не думали стать пойти на них с какой-то партией?

- Думала. Но когда я приехала в Крым, для того, чтобы заняться избирательной кампанией, осталось мало времени. Хотя я общалась с некоторыми партиями, мы обсуждали, по какому списку мне идти – по партийному или мажоритарному. Они мне говорили, мол, я популярная в стране личность и что я должна идти в первых рядах. Потом задали вопрос о том, есть ли у меня $500 000, для того, чтобы участвовать в этой кампании. А я уезжала из Крыма во вьетнамках, в футболке, практически без вещей. Но должна была захватить с собой такие деньги?!Из чего я сделала вывод, что новый парламент будет ничем не лучше предыдущего.

Последние две партии, с которыми я общалась, правда, были готовы дать мне проходное место. Но они мне сказали, что, мол, вопросы Крыма обсуждаться не будут, это отрезанный ломоть. Я им ответила, что мне с ними не по пути. Я за то, чтобы Украина сохранялась целостной, вместе с Крымом, Донбассом. Я не против, конечно, если к нам присоединится еще Краснодарский или Ставропольский край.

- Скажите, а как обстоят в Крыму с выплатами украинцам пенсий?

- Сейчас Россия приняла решение выплачивать пенсии всем, вне зависимости, получили они российский паспорт или нет. Думаю, что это делается с целью, чтобы потом их прижать и заставить получить российские паспорта. Мол, если не получат, пусть возвращают деньги. Когда перекрывают кислород и дают трубочку дышать каким -то газом, человек вынужден хоть чем-то дышать.

Знаю, что есть такие, которые ухитряются получать пенсию в Херсоне и в Крыму. Люди не понимают, что через некоторое время им придется все вернуть, да еще со штрафом. Хотя есть и те, которые просто получают украинские пенсии в Херсоне, но таких немного, ведь надо заплатить за проезд туда-обратно, пока доедешь, все можно потратить. Кроме того, им еще приходится стоять на таможне по 5-10 часов. Есть и такие, которые получают российскую пенсию от безысходности, так как они ограничены в передвижении.

- Прошло больше семи месяцев после аннексии Крыма. Насколько сейчас изменились настроения там украинцев?

- Многие украинцы сейчас за то, чтобы Украина перестала подавать в Крым воду, электроэнергию, привозить украинские товаы. Они согласны на это, чтобы "новые русские" поняли, во что они вляпались.