УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Немецкий политолог: Меркель теряет заработанный десятилетиями авторитет

1,4 т.
Немецкий политолог: Меркель теряет заработанный десятилетиями авторитет

Немецкий политолог Юрген Фальтер объяснил DW, почему падает популярность Ангелы Меркель среди жителей Германии, и какую роль тут играет ее политика в отношении беженцев.

Согласно последним соцопросам, популярность Ангелы Меркель (Angela Merkel) среди жителей Германии заметно снизилась. О том, как это связано с политикой канцлера ФРГ в отношении беженцев и чего стоит ждать в будущем, в интервью DW рассказал профессор политологии Университета имени Иоганна Гутенберга в Майнце (Johannes Gutenberg-Universitat Mainz) Юрген Фальтер (Jurgen Falter).

DW: Господин профессор, Ангела Меркель настежь открыла границы для сотен тысяч беженцев. Ее еще можно спасти, или она таким образом подает заявку на Нобелевскую премию мира?

Юрген Фальтер: У меня тоже была мысль, что своей политикой в отношении беженцев Ангела Меркель делает заявку на Нобелевскую премию мира. Но я не думаю, что это ее основная цель. Думаю, ее еще можно спасти, она не окажется на дне, если нам в административном и финансовом плане удастся справиться с наплывом беженцев.

И если нам удастся в некоторой степени интегрировать беженцев. Если этого не получится или если в следующем году снова прибудет так же много беженцев, то такое развитие событий однозначно будет вменяться в вину и вредить Меркель.

- В целом канцлер прослыла крайне рациональным и даже холодным человеком. Чем можно объяснить проявившуюся вдруг добросердечность Ангелы Меркель?

- Думаю, даже рациональные люди могут иметь совершенно гуманные убеждения и доброе сердце. Но обычно они не позволяют сердцу взять верх над логикой, когда дело доходит до принятия решений. Полагаю, к Ангеле Меркель в какой-то миг пришло понимание, что мы не можем предотвратить этого (наплыва беженцев. - Ред.). В свое время схожая ситуация была и в вопросе отношения к атомным электростанциям (АЭС), когда очень скоро после аварии в Японии произошел отказ властей Германии от атомной энергетики.

Мы бы вызвали чудовищный хаос, если бы закрыли свои границы. Строго говоря, мы не можем и не имеем право их закрывать. Как минимум, в соседних государствах наступил бы хаос, и на нас оказывалось бы громадное давление. Вот мы и взяли все это на себя и стали активно заниматься решением вопроса. При этом формулировка (канцлера. - Ред.), вероятно, звучала не очень удачно. Словно приглашение приехать к нам, скажем так, всем, кому трудно, всем потенциальным беженцам этого мира.

- Считается, что Меркель продумывает последствия своих поступков. Сейчас она поставила себя во главе движения немецкой культуры гостеприимства. Мы что-то недоглядели в ее личностных качествах?

- Нет, не думаю. Это уже, кажется, третий раз, когда она принимает очень быстрые решения. Так сказать, понимание необходимости неизбежного. Как я уже упомянул, был случай с отказом от ядерной энергетики, потом случай с отменой всеобщей воинской обязанности, что тоже было не запланировано, и теперь эта история с беженцами.

В подобных ситуациях Меркель склонна к единоличным, крайне оперативным решениям, после которых, однако, задаешься вопросом: действительно ли она продумала все последствия? Мне кажется, что при отказе от ядерной энергетики она не представляла, что придется столкнуться со столь большими проблемами, которые есть сейчас. Возможно, это справедливо и в случае с принятием беженцев.

- Видите ли Вы какую-то политическую концепцию в политике Меркель в отношении беженцев?

- Нет, не вижу. Она вовсе не глупая или нерациональная женщина. Ее концепция может заключаться лишь в том, что мы попытаемся справиться с существующим наплывом беженцев. Но также она поняла, что долго так продолжаться не может, что невозможно принимать каждый год миллион или более беженцев.

Кроме того, не думаю, что за этим стоит концепция, согласно которой мы можем рационально смягчить те демографические ямы, которые возникают в связи со старением нашего общества. К тому же существуют слишком большие проблемы, которые при этом могут возникнуть, скажем так, в качестве сопутствующего ущерба.

- До сих пор партия Меркель, ХДС, фактически слепо следовала за своим лидером. Не рискует ли сейчас канцлер нарушить сплоченность в рядах христианских демократов?

- Да, у нее есть такая проблема. Среди однопартийцев Меркель существует некоторое недовольство, как и среди избирателей. Если посмотреть внимательно на последние опросы, то видно, что происходит некий процесс эрозии, разлома, присутствует много скепсиса. И при обычном общении с людьми различного уровня образования понимаешь, что это вовсе не преувеличение, а даже наоборот. Ставится большой знак вопроса. Думаю, Меркель здесь несколько теряет авторитет, который она заработала в последние десятилетия.

- Сумеет ли немецкое общество ментально справиться со столь массовым притоком беженцев, случившимся за короткий срок? Многие говорят, что антиисламское протестное движение Pegida пока лишь в режиме ожидания…

- Да, это обоснованный вопрос. Я тоже очень скептически настроен относительно того, в состоянии ли такое стареющее общество, как наше, которое к тому же привыкло к комфорту, действительно вынести подобную интеграционную нагрузку без разрывов и разногласий. И это не произойдет за один год, на это понадобится много лет.

Потребуется, как минимум, половина или целое полное поколение для того, чтобы такое большое количество мигрантов, прибывших одномоментно, по-настоящему интегрировалось в наше общество. Среди беженцев есть немало неграмотных. Немногие из них владеют языком настолько, чтобы их можно было интегрировать в профессиональную среду. Перед ФРГ и перед немецким обществом стоят колоссальные задачи. И я не уверен, что оно согласно переносить в течение продолжительного времени те ограничения, которые с этим связаны.