УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сомали на Донбассе

6 минут
25,9 т.
Сомали на Донбассе

"Обозреватель" продолжает рассказывать о терминах, неожиданно ворвавшихся в нашу жизнь. В предыдущих материалах мы раскрыли многим глаза на то, что на самом деле означают новые для нас слова "хунта" и "сепаратизм". Теперь речь пойдет о непризнанных государствах.

Ситуация на востоке Украины накалена до предела. Псевдореферендумы, создание "ДНР" с "ЛНР" и антитеррористическая операция ясности пока не внесли: что будет дальше с Донбассом?

Власти Украины настаивают: Донецкая и Луганская области – территория единой и неделимой страны, "ДНР" и "ЛНР" нелегитимны, террористы должны сложить оружие, освободить захваченные города и здания, и тогда можно будет говорить о децентрализации, статусе русского языка и прочем.

Украину поддержали все ведущие страны мира, в унисон заявившие, что псевдореферендумы на Донбассе – "фарс, который никто и никогда не признает". Не говоря уже, о "нелегитимных республиках". И даже Кремль, трубивший ранее о самоопределении Донбасса, заявил лишь, что "с уважением относится к референдуму", но официально ни это бумагомарательство, ни "ДНР" с "ЛНР" не признал.

Такой от ворот поворот – особенно со стороны России – серьезно озадачил террористов и сепаратистов всех мастей. Потому они запели новую песню: дескать, лучше жить в мировой изоляции, в непризнанной республике, чем в Украине; и далее – мол, когда Донецк с Луганском перестанут кормить Киев и прочих, то заживут богато – и тогда все сами попросят дружбу водить... Оно, конечно, мечтать не вредно! Но мы не будем сейчас переубеждать или в сотый раз рассказывать доподлинно известный всем факт, что Донбасс – дотационный регион и давно "никого не кормит". Просто – в назидание – расскажем о таком печальном "явлении" в мироустройстве как...

Непризнанные государства – общее название регионов, которые провозгласили суверенитет и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны ООН.

Сейчас в мире насчитывается около 120-ти непризнанных государств, разбросанных по территориям 60-ти стран. Пик рождаемости "самопровозглашенцев" пришелся на последние четверть века, когда на осколках СССР, Югославии и Сомали появились многочисленные новые образования. Одни потом исчезали, влившись в другие государства – как Сербская Краина или Гагаузия. Но взамен появлялись новые – как Сирийский Курдистан или Джубаленд.

Есть также частично признанные государства – они не признаны ООН, но признаны некоторыми государствами – членами ООН. Это, например, Абхазия и Южная Осетия. Первую считают полноценной страной Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Тувалу. Вторую – та же компания, только без Вануату. Шикарная география...

НЕВЫЕЗДНЫЕ

Однако как бы государства не назывались – непризнанные или частично признанные – сути это не меняет: живется им ой как непросто. Они практически изолированы от процессов в мировой политике и экономики, не могут реализовывать многосторонние инвестиционные, инфраструктурные, социальные и культурные проекты. Достаточно взглянуть на "активность" наших соседей по бывшему СССР – Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию.

Существование этих республик напрямую зависит от помощи из России, но финансовые и товарные потоки с каждым годом все меньше и меньше. О печальной судьбе Абхазии "Обозреватель" рассказывал в статье "Россия и Крым: война и цена". Не лучше ситуация и у собратьев по несчастью. И не только экономическая.

Тамошние президенты летают на переговоры только в Москву, а граждане со своими паспортами даже туда поехать не могут. Так, формально Кремль поддерживает Абхазию и Южную Осетию, но, чтобы попасть на территорию РФ, абхазы и южноосетины должны получить либо загранпаспорт своей республики, либо российское гражданство. Они, естественно, могут получить и загранпаспорт России, но это вовсе не гарантирует свободное перемещение по миру. Большинство посольств – в частности, США и стран Евросоюза – просто не дают визы абхазским и южноосетинским россиянам. Но зато такой паспорт позволяет без проблем посетить Венесуэлу, Никарагуа и другие "сочувствующие" страны.

Своя "паспортная" головная боль и у гражданина Приднестровья. Визы в другие страны они могут получить лишь в Молдове. Но та не признает приднестровские документы, потому жители республики (даже имеющие гражданство Украины или России) для получения визы должны сначала… получить вид на жительство в Молдове.

НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО...

Кстати, во всех трех непризнанных государствах на заре их рождения считали, что этот статус будет временным, и вскоре республики станут полноценными членами мирового сообщества. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Абхазия и Южная Осетия тешатся суверенитетом уже 16 лет (даже Россия признала их лишь в 2008-м), а Приднестровье – 18! И перспектив на изменение статуса пока не видно.

Абхазия. Заброшенный санаторий на берегу Черного моря

Можно, конечно, возразить, что Донецкая и Луганская области (а уж тем более – они вместе взятые), по сравнению с упомянутыми непризнанными государствами-карликами – настоящие гиганты и по количеству населения, и по территории, и по экономическому потенциалу. Но для международного права они такие же субъекты, как и крохотная 70-тысячная Южная Осетия. Абсолютно такие же!

При этом непризнанные государства наталкиваются еще и на правовую коллизию, странным образом (или наоборот – умышленно, поди знай) прописанную в уставе ООН. А именно: с одной стороны – народы и нации имеют право на самоопределение и создание независимого суверенного государства, а с другой – есть принцип неприкосновенности государственного суверенитета. Этакий замкнутый круг получается.

И в данной ситуации для непризнанных стран важно, чьей поддержкой они заручились, и какие задачи ставят их союзники (или патроны). Так, когда в 2008 году Косово провозгласило независимость, республику поддержали США и большинство стран Евросоюза. И сейчас, хотя страна и находится под международным управлением (согласно резолюции Совета Безопасности ООН), ее уже признали 108 государств.

Иное дело – непризнанные сателлиты России. По мнению экспертов, кремлевская власть не ставит перед собой задачу добиться признания "подкаблучных" держав. РФ выгодно и удобно контролировать процессы в этих регионах и в то же время – не нести никакой юридической ответственности за них.

ДОГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ СОМАЛИ?

Впрочем, судя по тому, как развиваются события в "ДНР" и "ЛНР", самопровозглашенцам (даже если они смогут выйти из состава Украины) "не светит" ни приднестровский, ни, тем более, косовский сценарии.

Президенты и правительства донбасских псевдореспублик, сами себя назначившие, контролируют ситуацию разве что в собственных кабинетах. Даже в тех регионах, где якобы уже действует власть "ДНР" или "ЛНР", на самом деле правят балом местные князьки или, проще говоря, главари тамошних террористических группировок. Недавний конфликт между самопровозглашенным мэром Славянска и правительством "ДНР" – лишнее тому подтверждение. Координируются центры с регионами пока лишь по одной причине – не допустить возвращения в регион легитимной украинской власти. Если же цель будет достигнута, "ДНР" и "ЛНР" развалятся, как карточные домики.

...И тогда на повестке дня появится жуткий сомалийский сценарий.

Африканская республика Сомали в результате гражданской войны и деятельности сепаратистов распалась на несколько частей. На сколько точно, трудно даже посчитать. Потому как количество "стран и государств" на территории Сомали постоянно меняется. Есть там автономии побольше – Джубаленд и Пунленд, Маахир и Халмудуг... На территории Халмудуга есть полуавтономия Химан-Хеб... А еще есть две автономии практически без границ – Ахлюс-Суанна и Эмират Сомали, которые "плавают" по осколкам других территорий, в зависимости от того, сколько там мусульман проживает в данный момент.

Эти автономии практически не имеют централизованной власти. Руководят ими главари местных бандитов или пиратов. Собственно, и граждане страны занимаются, в основном, именно этими промыслами. Большинство тамошних "президентов" и "премьеров" назначили себя сами. Там, где люди сомневались в новой власти, уговорами занимались "министры" с автоматами. В некоторых "республиках" даже референдумы за суверенитет состоялись. Где-то поднятием рук на центральной площади города или выстрелами из автомата в воздух. В самых продвинутых автономиях голосовали бюллетенями, напечатанными на ксероксе. Знакомая картина, не правда ли?

Сомали / Фото ЕРА

Как живется сейчас людям в Сомали? Сами догадываетесь. А ведь в конце 1980-х годов, до начала гражданской войны, страна считалась достаточно продвинутой – как для Африки, но все же. А в транспортных перевозках сомалийцы вообще были среди лидеров на континенте.

Какое будущее у Сомали сейчас? Комментировать нет смысла. Зато есть смысл нам всем задуматься. Особенно дончанам и луганчанам...