УкрРус

RT в Германии: бывшие шпионы и скандальные журналисты в борьбе за зрителей

О том, какими способами российский онлайн-ресурс RT Deutsch борется за немецкую аудиторию и как зрители в Германии реагируют на новый медиапродукт, - в материале DW. Чуть больше месяца назад российский государственный телеканал RT, ранее известный как Russia Today, запустил немецкоязычный сайт, посетив который, можно посмотреть ежедневное ток-шоу под названием "Недостающая часть" ("Der fehlende Part"). В ходе получасовой программы гости в студии обсуждают актуальные события в Германии и мире. Как говорят опрошенные DW аналитики, приглашенных в студию экспертов объединяют три вещи: радикальные взгляды, явный антиамериканизм и приверженность теориям заговора. По мнению немецких аналитиков, запуск RT Deutsch– это попытка улучшить имидж России, серьезно подорванный событиями на Украине. "Идея улучшения имиджа вполне оправдана, – констатирует журналист и эксперт по России Джемма Пёрцген (Gemma Porzgen). – Это делают все страны. Вопрос в том, как они это делают". Вопрос еще и в другом: интересен и нужен ли немцам новый продукт, появившийся на их информационном рынке? Противоречивые комментаторы В конце октября этого года канал RT открыл собственную студию в Лондоне, после чего решил сделать ставку и на немецких зрителей. Правда, в ведущих СМИ Германии появляющиеся в российском ток-шоу "Недостающая часть" эксперты – редкие гости. Так, в одном из первых выпусков программы итоги ноябрьской "большой двадцатки" комментировал скандально известный немецкий журналист Кен Йебсен (Ken Jebsen) - бывший ведущий общественно-правового регионального радиоканала RBB, вещающего в Берлине и Бранденбурге, уволенный оттуда в 2011 году. "Я знаю, кто придумал Холокост и кто решил использовать его в пиар-целях", - заявил журналист в электронном письме, отправленном одному из слушателей RBB и вызвавшем волну возмущения в обществе. Йебсен не раз утверждал, что за терактами в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года стоят американские спецслужбы. На RBB решение об увольнении Йебсена объяснили тем, что "многие из его материалов не соответствовали журналистским стандартам радиостанции". Антиамериканской позицией отличается и другой комментатор RT Deutsch: Удо Ульфкотте (Udo Ulfkotte). Когда-то он работал политическим обозревателем авторитетной немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, но потом переключился на резкую критику ведущих западных СМИ и поддержку теорий заговора. В 2014 году Ульфкотте написал книгу под названием "Купленные журналисты", где рассказал о том, как американские спецслужбы якобы подкупают журналистов крупных изданий для освещения событий в нужном им ключе. Еще один противоречивый персонаж RT Deutsch- Райнер Рупп (Rainer Rupp), бывший шпион, много лет добывавший секретные сведения в пользу ГДР. После объединения Германии он был осужден на 12 лет тюрьмы за измену родине. В одном из первых выпусков "Недостающей части" Рупп дал развернутое интервью RT, в котором обвинил США в "усугублении конфликта на востоке Украины в собственных интересах". Холодный прием в Германии? Опрошенные DW аналитики сомневаются в том, что выбор экспертов и подача информации на RT Deutsch пришлись по вкусу большинству немецких зрителей. "Не думаю, что выбор гостей с сомнительным имиджем и агрессивная манера подачи информации будут положительно восприняты массовой аудиторией в Германии, - рассуждает политолог Сюзанне Шпан (Susanne Spahn). – Многих, скорее всего, отпугнут резкий антиамериканизм и отчасти антисемитизм в программе, а теории заговора большинству людей вообще кажутся бессмысленными". С ней соглашается и профессор Йо Грёбель (Jo Groebel), возглавляющий факультет массовых коммуникаций в Школе бизнеса BSP в Берлине. По его словам, маловероятно, что немецкие зрители всерьез воспримут RT Deutsch. Информация там "настолько преувеличена и ненадежна", что образованных людей она вряд ли заинтересует, полагает Грёбель. Он предположил, что канал придется по вкусу лишь тем, кто безоговорочно поддерживает политику российских властей. По мнению эксперта, RT Deutsch изначально задумывался как рупор Кремля: "Это СМИ призвано транслировать мнения. Это не та компания, которая делает программу, пытающуюся быть объективной". Некачественная пропаганда Рядовые немецкие зрители восприняли запуск немецкой версии RT неоднозначно. В комментариях к первым выпускам "Недостающей части" на YouTube и на странице RT Deutsch в сети Facebook развернулась жаркая дискуссия: одни хвалили проект за "новую точку зрения", другие называли канал "пропагандистским". Были и резко критические комментарии. "Вы бы на Россию внимательнее посмотрели вместо того, чтобы твердить, как все плохо вокруг! Лучше расскажите о фальсификации результатов на выборах, о фашистах в России, российских солдатах "в отпуске" на Украине и катастрофической экономике!" – потребовал на YouTube пользователь linde laut. По мнению Сюзанне Шпан, RT Deutsch может быть востребован в лево- и правопопулистских кругах, среди сторонников Левой партии (Die Linke) или партии "Альтернатива для Германии", а также среди критиков ведущих немецких СМИ и сотрудников немецких организаций, которые поддерживают сотрудничество с Россией. Правда, при условии, что RT несколько сгладит агрессивный тон подачи информации, полагает Шпан. По словам Джеммы Пёрцген, массового интереса к новому медиапродукту пока не наблюдается: в сети Facebook у RT Deutsch насчитывается около 54 тысяч подписчиков, а в Twitter – чуть более двух тысяч. На 15 декабря на YouTube у RT Deutsch было 16,5 тысяч подписчиков. При этом количество просмотров "Недостающей части", судя по цифрам, падает: в день выхода первого выпуска – около 103 тысяч, а в пятницу, 12 декабря, - около 27,5 тысяч просмотров. "Думаю, образованным людям, которые знают, как работают СМИ, достаточно полчаса посмотреть RT Deutsch, чтобы понять, что такое политическая пропаганда, к тому же плохого качества", - резюмирует Пёрцген.

Наши блоги