УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Стране не нужны Литвины

29,9 т.
Стране не нужны Литвины

Государственная пограничная служба Украины претерпела серьезные кадровые изменения. Президент Порошенко уволил многолетнего главу Службы Николая Литвина, а также его первого зама – Павла Шишолина.

Несмотря на то, что о необходимости такого решения говорили давно, отставки произошли менее чем за месяц до внеочередных парламентских выборов. Имеется ли здесь причинно-следственная связь? Скажутся ли эти кадровые решения на эффективности работы Госпогранслужбы и состоянии государственной границы Украины?

На эти вопросы в комментарии "Обозревателю" ответили: депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов, политический эксперт Тарас Чорновил, директор центра политического анализа "Стратагема" Юрий Романенко и полковник запаса военной разведки Петр Недзельский.

-Чем мотивировано такое кадровое решение Президента?

Т.Чорновил: Готовность к этой отставке уже была. Это решение вызревало давно. Насколько мне известно, эта отставка должна была произойти еще в конце лета. Как мне кажется, там был определенный шантаж со стороны Владимира Литвина, который имеет влияние на определенную часть депутатов Верховной Рады – что могут быть какие-то проблемы во время голосования по ключевым вопросам, в частности, во время голосования за ратификацию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Плюс за мирный план. Были опасения срыва, демарша или чего-то еще.

Я не берусь утверждать это с уверенностью, но мне кажется, что оттягивание по времени решения, которое уже назрело, было связано именно с этим. Как я понимаю, стоял вопрос согласования кандидатуры на замену.

Мотивов было достаточно много. Причем, большая часть этих мотивов сводилась не к последним событиям войны на востоке Украины – в последний период деятельность погранслужбы начала выравниваться. Но были большие сомнения в том, возможно ли в принципе осуществить перестройку пограничной службы с тем руководством, которое есть. В частности, в плане финансовой чистоплотности, потому что деньги на границу пойдут, техника на границу пойдет – и не только из украинского бюджета.

Нормально поступить с этими средствами, не включить систему разбазаривания – думаю, доверия в этом вопросе к прошлому руководству не было. Плюс за семьей Литвина потянулся шлейф скандалов, в том числе в отношении самого главы погранслужбы. И на это надо было реагировать.

Ю.Романенко: Идет естественный процесс перераспределения сфер влияния внутри правящей коалиции. Тем более, на Литвина было много всяких "косяков", связанных с моментом начала дестабилизации ситуации на востоке. Были претензии, было недовольство общественности. Соответственно, в таком случае власть всегда пытается предпринимать какие-то пиар-ходы.

Поэтому тут есть и пиар-составляющая, и составляющая, связанная с неэффективностью службы, которую они возглавляли. Вот и все.

П.Недзельский: Там было очень много нарушений. За Николаем Литвиным тянется целый шлейф обвинений – и контрабанда, и коррупция, и злоупотребления. Тех оснований, которые были озвучены, вполне достаточно не только для того, чтобы снять его с должности, но для того, чтобы отдать его под суд.

Его давно надо было отдать под суд как человека, который разрушил пограничную службу, превратил ее в мафиозную структуру, которая работала исключительно на клан Литвиных.

В 1992 году я был начальником отдела кадров социально-психологического управления. Ко мне после окончания академии Ленина приехал подполковник Литвин – тот самый будущий пограничник, - с ходатайством назначить его в пограничные войска. Я подписал. То есть я дал ему, так сказать, путевку в жизнь, отпустил его в автономное плавание.

Особой ценности такой кадр, по моему мнению, не представлял, поскольку он закончил академию Ленина, в которой изучались такие предметы, как марксистско-ленинская философия, история КПСС, международное коммунистическое движение. Кому такие специалисты нужны? Тем не менее, эти люди считают, что раз они имеют диплом, они могут занимать высокие посты.

Я очень удивился, когда узнал, что Николай Литвин стал генералом, потом – генерал-полковником и даже генералом армии. Смотря на его диплом с марксистко-ленинской философией и историей КПСС, я задавался вопросом: как он пограничную овчарку отличит от комнатной болонки? Он абсолютный дилетант.

-Несмотря на все объективные причины для отставки, она произошла накануне парламентских выборов. Нет ли здесь определенной связи?

Т.Чорновил: Я не думаю. Если бы Владимир Литвин со своей партией шел на выборы списком, это был бы определенный знак. Но команда Литвина рассеялась, поэтому не думаю, что отставка Николая Литвина будет иметь какое-то прямое влияние на то, как будут голосовать избиратели в Новоград-Волынском районе.

Мне кажется, это может быть определенным знаком того, что Президент рассчитывает, что особой потребности в прямой помощи Литвина и его группы после выборов уже не будет. Просто считаться с Литвиным и идти на уступки ради него там, где это неприемлемо, уже не будут. Очевидно, Владимир Литвин имеет шансы пройти по мажоритарному округу, но в следующей Верховной Раде диктовать свои условия он уже не сможет.

Отставка Николая Литвина – определенный намек на это.

П.Недзельский: Безусловно, люстрацию нужно было проводить давно. Другое дело, что сейчас к власти пришли определенные политические силы, и в Украине произошли определенные события – это значительно ускорило социально-политические процессы. Безусловно, в такой постановке вопроса есть определенный смысл. Это нужно было сделать раньше. Но лучше поздно, чем никогда.

Я бы не стал говорить, что это делается под выборы. А то, что оно совпало – ну совпало, и хорошо.

-Каким образом эти кадровые изменения скажутся на состоянии государственной границы с Россией?

Т.Чорновил: Я не думаю, что сильно скажутся. Ситуация на границе сейчас непосредственно оценивается и изучается лично Президентом. У него есть группа при СНБО, которая серьезно отслеживает эти вещи. Он лично контролирует реализацию плана, в который включается и погранслужба, и структуры армии, и министерства внутренних дел.

Единственное, что эти отставки снимут определенные преграды. Литвин и Шишолин постепенно размывали такие понятия, как пограничные войска. Затем было принято решение о преобразовании пограничных войск в пограничную службу, что является абсолютно европейским правилом, но только не в ситуации, когда рядом с тобой – враждебное государство. Мне кажется, возврат к пограничным войскам тот же Шишолин осуществить бы не смог.

Поэтому, думаю, под абсолютно новую программу изменения концепции пограничной службы будут подбираться абсолютно новые люди. Насколько они будут адекватными, сказать сложно. Но это будут совершенно другие пограничные войска.

Ю.Романенко: Делать какие-то далекоидущие выводы из этих отставок не следует. Ну, сняли. От этого принципиально поменяется ситуация на границе? Мы могли бы ожидать изменений ситуации на границе в том случае, если бы государство на уровне Президента, премьера и парламента начало работать действительно по-новому, начало расставлять какие-то новые кадры технократов, которые бы воплощали то, что условно можно назвать новым курсом.

А так – это одна кадровая замена на другую кадровую замену. Гелетея поставили министром обороны. Что изменилось в министерстве обороны? Точно так же в МВД. Так можно пройтись по всем институтам.

П.Недзельский: Я думаю, произойдут изменения к лучшему. К руководству погранслужбой придут настоящие профессионалы. Есть очень много прекрасных людей. Не Литвины, которые изучали марксистко-ленинскую философию в академии Ленина, а пограничники, которые умеют организовать защиту границ Украины. Если бы такие люди были в погранслужбе, возможно, у нас бы не было таких ужасных последствий, которые мы имеем сегодня.

Я абсолютно уверен, что эти кадровые изменения будут только положительными. Литвиных давно пора гнать в шею поганой метлой.