УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Офшорный скандал: Mossack Fonseca оправдывается, не упоминая Порошенко и Путина

6,2 т.
Офшорный скандал

В начале 2016 года панамская фирма Mossack Fonseca, с которой связана крупнейшая в истории утечка данных, оказалась в центре разгоревшегося в Бразилии громкого коррупционного скандала. Компания стала одним из фигурантов расследования по подозрению в коррупции и отмывании денег, которое получило название "Операция "Автомойка" ("Operation Car Wash").

По версии бразильских следователей, местный офис Mossack Fonseca участвовал в создании фирм-пустышек, которые использовались для сокрытия нелегальных доходов, полученных в результате преступных схем с участием нефтяного гиганта Petrobras и его подрядчиков. Согласно материалам следствия, сотрудники панамской компании уничтожили документы, доказывающие ее причастность к этим преступлениям, пишет DW.

Читайте: Слава Рабинович рассказал о попытке Кремля не допустить офшорного скандала

Mossack Fonseca объясняется

Это лишь одна из историй, которая всплыла после публикации расследования, связанного с "панамскими досье" - огромным архивом внутренних документов расположенного в Панаме регистратора офшорных фирм. После того, как журналисты выяснили, что зарегистрированные Mossack Fonseca компании, возможно, использовались главами государств и именитыми политиками и спортсменами для сокрытия доходов, компания поспешила опровергнуть свою причастность к любым нарушениям закона с участием зарегистрированных ею активов.

На своем сайте она опубликовала текст, в котором объяснила, каким образом оказалась связанной с некоторыми эпизодами панамского расследования. В нем говорится о шести конкретных случаях. Вот только о самых резонансных из них, связанных с окружением российского президента Владимира Путина или украинским лидером Петром Порошенко, Mossack Fonseca предпочла умолчать.

Читайте: Портников: офшорный скандал преподал Порошенко урок, и он его усвоил

Бразильские коррупционеры и аргентинский олигарх

Одним из эпизодов, о котором компания решила рассказать подробно, стал коррупционный скандал в Бразилии. Согласно заявлению Mossack Fonseca, заключения бразильских прокуроров основаны на недостаточном знании рынка офшоров. Кроме того, компания подчеркивает, что ее офис в Бразилии принадлежит франчайзинговому партнеру, а значит, имеет собственное руководство и сотрудников и работает независимо от штаб-квартиры в Панаме.

Следующая история, упомянутая в заявлении компании, связана с именем бизнесмена Лазаро Баеза, предположительно близкого к бывшим президентам Аргентины Нестору Киршнеру и Кристине Фернандес де Киршнер. Баез фигурирует в материалах заведенного в Лас-Вегасе уголовного дела.

Американские и аргентинские власти подозревают его в отмывании десятков миллионов долларов через фирмы, учрежденные в штате Невада при посредничестве Mossack Fonseca, пишет нью-йоркский журнал VICE. Mossack Fonseca отрицает связи с Баезом и уверяет, что этот человек компании не известен. При этом панамский регистратор подчеркивает, что в судебном разбирательстве выступает лишь в качестве свидетеля.

Читайте: Офшорный скандал: названы заказчик и цель утечки данных

Диктаторы и их родственники

Далее в объяснении панамской компании следуют имена покойного ливийского лидера Муамара Каддафи, зимбабвийского президента Роберта Мугабе, а также Рами Маклуфа, двоюродного брата сирийского президента Башара Асада. Все трое, если верить сообщениям СМИ и "панамским досье", так или иначе связаны с Mossack Fonseca. Сама компания заверяет, что "никогда не имела никаких связей с Муаммаром Каддафи". А появившиеся в панамских СМИ публикации на эту тему якобы не что иное, как попытки политических оппонентов очернить ее сооснователя Рамона Фонсеку.

Что касается двух других персонажей, Мугабе и Маклуфа, компания утверждает, что не была осведомлена о том, что они имеют отношение к сопровождаемым ею фирмам. Один из клиентов Mossac Fonseca якобы купил у нее офшорную фирму, которую позже перепродал человеку, связанному с зимбабвийским лидером, не сообщив об этом регистратору. Mossack Fonseca утверждает, что отказалась сопровождать актив, как только выяснилось, что он был перепродан человеку Мугабе.

Точно такую же историю Mossack Fonseca рассказывает и о предполагаемых связях с кузеном Асада: Маклуф был клиентом некого швейцарского банка, с которым работала компания, а по законам Швейцарии посреднику в сделке не сообщается имя конечного бенефициара. Между тем из "панамских досье" следует, что в 2011 году сотрудники Mossack Fonseca обсуждали в электронной переписке обвинения во взяточничестве и коррупции, выдвинутые против Маклуфа и его семьи, а также санкции, ранее наложенные на него американским казначейством за поддержку преследований оппозиции в Сирии.

Впрочем, панамская фирма прекратила сотрудничество с Маклуфом и его родственниками, получив уведомление о начале расследования в отношении одной из его офшорных фирм по подозрению в отмывании денег, свидетельствуют панамские документы.

Читайте: В БПП рассказали, как офшорный скандал может ускорить формирование коалиции

Коррупционный скандал ФИФА

Наконец последний случай, который упоминается в заявлении Mossack Fonseca, это коррупционный скандал, связанный с функционерами Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА). Компания утверждает, что к самому скандалу отношения не имеет и лишь занималась регистрацией фирмы по просьбе "одного из профессиональных клиентов". Регистратор якобы отказался от сотрудничества, как только узнал о скандале.

Читайте: В Панаме заявили, что не хотят быть "козлом отпущения" в офшорном скандале

Порошенко и Путин не упоминаются

Опубликованный Mossack Fonseca текст объяснения, возможно, и проливает свет на ее связь с некоторыми фигурантами "панамских досье". Однако совершенно очевидно, что это далеко не самые резонансные эпизоды расследования. Случаи, вызвавшие наибольший интерес СМИ и общественности, Mossack Fonseca оставляет без внимания.

В числе шести пунктов, по которым компания решила объясниться, не упоминаются ни офшорные фирмы, связанные с ближайшим окружением Владимира Путина, ни активы, приписываемые Петру Порошенко, ни офшорная фирма, предположительно основанная теперь уже бывшим премьер-министром Исландии Сигмундуром Гуннлёйгссоном. То есть своей причастности к регистрации этих офшорных фирм Mossack Fonseca никак не опровергает.