УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто остановит "Исламское государство"?

3,2 т.
Кто остановит 'Исламское государство'?

Год назад ИГ объявило халифат в Ираке и Сирии. Сегодня боевики сильны как никогда, и международным силам, несмотря на некоторые успехи, не удается дать джихадистам реальный отпор.

В конце июня 2014 года джихадистская группировка "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, IS) объявила о создании халифата, главой которого провозгласил себя Абу Бакр аль-Багдади. Спустя ровно год исламисты в течение одного дня совершили три теракта на трех разных континентах страны. Во Франции на химическом заводе недалеко от Лиона найдено обезглавленное тело, в тунисском Сусе студент открыл стрельбу по отдыхающим на пляже, а в Кувейте боевик совершил самоподрыв на территории шиитский мечети. Нападения были совершены с разницей лишь в несколько часов, на месте совершения первого найден исламистский флаг, за остальные два ИГ взяло на себя ответственность. Становится ясно, что джихадисты хотели сообщить миру: мы всюду, мы можем ударить целенаправленно и в любое время.

Сильнее, чем когда-либо ранее

Год назад боевики ИГ были сконцентрированы только на Ираке и Сирии: им удалось очень быстро взять под контроль большие территории Северного Ирака, в том числе крупный город Мосул, а также сирийскую Ракку. Занимая территории в охваченной гражданской войной Сирией и нестабильном Ираке, исламисты продолжают расширять зону влияния. В октябре 2014 года был провозглашен халифат на Синайском полуострове в Египте, несколько дней спустя - на части ливийской территории. Сейчас ИГ сильнее, чем когда-либо ранее. По некоторым оценкам, его ряды насчитывают порядка 35 тысяч боевиков.

"Мы их совершенно недооценили", - говорит о джихадистах иракский политик Миталь аль-Алуси. Все знали, что растет недовольство бывшим премьер-министром Нури аль-Малики, пришедшим к власти в Багдаде после свержения режима Саддама Хусейна, рассказывает аль-Алуси. В то же время, по его словам, члены Партии арабского социалистического возрождения (Баас) свергнутого диктатора и бывшие офицеры его армии, желая отомстить аль-Малики, поддерживали ИГ в Северном Ираке. Затем они попытались дистанцироваться от исламистов и сблизиться с действующим правительством под руководством Хейдара аль-Абади, которое однако "уклоняется от переговоров", рассказывает аль-Луси.

ИГ вновь укрепляет позиции

Между тем несколько десятков стран мира объединились, чтобы противостоять "Исламскому государству". В международную коалицию, которая наносит удары с воздуха, входят США, Саудовская Аравия, ряд европейских стран. В наземных боях против ИГ участвуют иракская армия, поддерживаемые Ираном шиитские отряды, сирийские повстанцы и курдские формирования. Объединенными усилиями удалось нанести исламистам поражение в сирийском Кобане и иракском Тикрите.

Однако во второй половине июня 2015 года исламистам удалось вновь укрепить свои позиции. В иракском городе Рамади они обратили в бегство военизированные подразделения противника - уже в третий раз. Сирийские правительственные войска были вынуждены отдать боевиками город Пальмира. Поступают сообщения об ожесточенных боях в районе Кобане и в Тикрите.

Силы остаются неравными

Почему не удается окончательно дать отпор джихадистам? Чаще всего в ответ можно услышать, что ИГ - чрезвычайно сложный противник, владеющий рядом методов ведения войны: традиционный, партизанский, а также террор и пропаганда. Об этом говорит и бригадный генерал Изадин Садус, штаб его отряда курдского ополчения "пешмерга" расположен на холмах в 80 километрах от иракского города Эрбиль. Населенные пункты, лежащие ниже цепи холмов, с начала августа 2014 года относятся к территории халифата. Прежде там жили представители всех этнических групп Ирака (курды, арабы, туркмены, езиды, сирохалдейцы и шабаки), а сейчас - практически одни джихадисты.

Когда боевики ИГ начали из Мосула наступать на территории курдов, жители отступили вместе с "пешмергой". "Раньше мы были плохо подготовлены, не хватало военного снаряжения", - вспоминает курдский генерал. Он надеется, что сейчас это изменится, благодаря оружию из Германии и международным инструкторам, но вместе с тем отмечает, что силы до сих остаются неравными. В столкновениях с джихадистами уже погибли более 1500 курдских бойцов.

Слабые противники ИГ

"С тех пор, как свержен Саддам Хусейн, у нас постоянно террор. Сначала американцы, потом "Аль-Каида", а теперь ИГ", - жалуются молодые иракцы Фоад и Ибрагим. Они презирают политиков и не хотят быть втянутыми в противостояние шиитов и суннитов, которое считают "войной чужими руками".

Одержать победу над ИГ до сих не удалось еще по одной причине: джихадисты сильны настолько, насколько это допускают их противники. "Мы победим террор только тогда, когда мы лишим его почвы", - пишет востоковед и писатель иранского происхождения Навид Кермани в своей книге "Между Кораном и Кафкой" ("Zwischen Koran und Kafka").

Произвол авторитарных правителей и их войны на протяжении десятилетий травмировали население региона. Под гнетом давления и унижения росли поколения, готовые к насилию. Такие методы наказания, как публичные казни, обезглавливания, отрезание рук, применяются не только в халифате ИГ, но и в Саудовской Аравии и Иране, а также имели место в Ираке времен режима Саддама Хусейна.