УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Комментарий: Оперный театр на необитаемом острове

1,4 т.
Комментарий: Оперный театр на необитаемом острове

В специальном комментарии для DW журналист Олег Кашин объясняет, почему в современной России нет свободы слова и как с этим жить тем, кому есть что сказать.

Представьте себе необитаемый остров - вот прямо такой, каким его рисуют на карикатурах. Холмик песка посреди океана, и одна пальма растет. Придет ли вам в голову рассуждать о том, что на этом острове нет, скажем, оперного театра, или аэропорта, или библиотеки, или кофейни с wi-fi? Конечно, нет. Это необитаемый остров, там ничего нет, и там неоткуда взяться кофейне или театру.

А теперь подумайте, откуда может взяться свобода слова в стране с несменяемой властью, без разделения властей, независимых судов, местного самоуправления, гражданского общества, политической конкуренции и прочего. Как это могло бы выглядеть? Посреди необитаемого острова, как пальма, стоит сверкающий офис независимой газеты или телекомпании? А зачем и кому она нужна?

Диалог с аудиторией

В России есть чиновники и даже депутаты, которые за всю свою жизнь не дали вообще ни одного интервью, потому что они понимают: у них есть только один настоящий работодатель, избиратель и начальник - президент. И их закрытость кажется мне более честной, чем медиаактивность тех министров или депутатов, которые ходят в телевизионные ток-шоу или отвечают журналистам на вопросы, которые сначала тщательно согласуются с пресс-службой, а потом так же тщательно пишутся ответы. Зачем играть в эту игру, зачем изображать то, чего нет?

Три года назад я лишился постоянной работы - это было очень болезненно, но, оглядываясь в прошлое, я понимаю, что вынужденная безработица - это и есть единственно возможная свобода слова в современной России для человека, которому есть что сказать. У меня нет начальника, меня нельзя уволить с работы, мне нельзя приказать написать то, чего писать не хочу. Раньше это можно было бы назвать красивым словом "фрилансер" - я пишу за гонорары в несколько разных изданий, включая DW, - но в нынешних условиях это не просто фрилансерство.

Возможность вести прямой диалог с аудиторией сегодня находится совсем не там, где вещают телеканалы и издаются газеты. "Я проведу журналистское расследование, и оно изменит мир", "я расскажу новости тем, кто принимает решения", - в такое целеполагание я не верю, это что-то из жизни других стран, устроенных совершенно не так, как сегодняшняя Россия. Свою задачу я вижу именно в поддержании человеческого разговора, вести который по мере погружения моей страны в новую политическую реальность становится все труднее.

Автор: Олег Кашин - независимый журналист, работал в журналах "Русская жизнь", "Эксперт", газетах "Коммерсант", "Известия", был членом Координационного совета российской оппозиции