УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дежавю или бег по кругу: о чем договорилась "нормандская" четверка

19,0 т.
Минские соглашения

Вечером 19 октября президент Украины Петр Порошенко встретился в Берлине с лидерами России, Германии и Франции, чтобы попытаться найти выход из тупика, в который зашел нормандско-минский переговорный процесс по разрешению конфликта на Донбассе. Однако в возможность существенного прорыва, кажется, не верил никто, включая самих участников. Несмотря на это встреча в столице Германии продлилась более пяти часов, хотя, по графику, на нее отводилось лишь полтора.

Договорились договариваться

Главным препятствием на пути к выполнению Минских соглашений является отсутствие дорожной карты, которая бы регламентировала последовательность их выполнения, не позволяя сторонам пользоваться расплывчатыми трактовками этого документа в своих интересах. О необходимости ее составления говорили давно и много, однако до последнего момента этот процесс стоял на месте из-за отсутствия инициативы со стороны России.

Как заявил на итоговой пресс-конференции Порошенко, вчера решение вопроса якобы сдвинулось с мертвой точки и стороны договорились подготовить до конца ноября дорожную карту по реализации Минских договоренностей. Можно ли расценивать эту договоренность как шажок навстречу демилитаризации Донбасса? Едва ли.

Читайте: Рано радоваться: эксперт оценил договоренности "нормандской" четверки

Нет сомнений в том, что Москва и дальше будет настаивать на своем видении дорожной карты. То есть - требовать от Украины принять Конституцию с особым статусом Донбасса и провести местные выборы на оккупированных территориях, а лишь после этого рассчитывать на возвращение контроля над собственной границей.

Разумеется, такой вариант совершенно не устраивает представителей Украины, которые настаивают на обратном порядке выполнения Минских соглашений. Именно поэтому согласование дорожной карты может тянуться бесконечно, если только Евросоюз не сумеет найти нужных рычагов влияния на одну из сторон.

"В тактических моментах Украина и все остальные страны - участницы процесса совсем по-разному видят логику выполнения Минских соглашений. Непонятно, что вначале выполнять — компонент безопасности, а затем политическую часть или же наоборот. А может быть, все должно выполняться параллельно. Это и будет препятствовать нахождению компромисса", — пояснил нам в комментарии аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.

Кто соврал?

На итоговой пресс-конференции Порошенко также сделал особый упор на том, что Россия якобы дала согласие на введение вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс. Однако позже Путин, говоря на эту тему, не упомянул о вооружении, а сказал лишь о расширении миссии. Да и канцлер Германии Ангела Меркель несколько охладила пыл Порошенко, заявив, что этот вопрос пока не является первостепенным.

Поэтому до сих пор непонятно, появятся ли на оккупированных территориях Донбасса вооруженные представители ОБСЕ, которые смогут осуществлять контроль и за перемещениями российских военных сил через неподконтрольный Украине участок границы, или же все эти заявления лишь фикция, призванная уменьшить градус недовольства среди украинцев.

Непонятная ситуация сложилась и вокруг "гуманитарного" блока вопросов. В нем особенно волнует судьба украинских заложников, захваченных боевиками на Донбассе, а также тех, кто содержится на территории России по сфальсифицированным против них обвинениям.

Читайте: Переговоры в Берлине показали, что дела у Путина и России плохи - Арьев

Но судя по всему, и в этом направлении прогресс минимальный. По словам Порошенко, сторонам удалось договориться о доступе к пленным представителей Международного комитета Красного Креста, а российский президент заявил о том, что по гуманитарным вопросам договориться вовсе не удалось.

Игра на выживание

Как и предполагалось, встреча в Берлине не дала сколь-нибудь ощутимый толчок к выходу из патовой ситуации, в которой оказались страны - участницы переговоров. Очевидно, что этого и не могло произойти, ведь Россия и Украина преследуют диаметрально-противоположные цели, испытывая друг друга на прочность.

По мнению экс-генконсула Украины в Эдинбурге и Стамбуле, председателя правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдана Яременко, украинские дипломаты должны кардинально изменить свой подход к решению этого вопроса.

"Позиция Украины не изменилась по сравнению с предыдущими встречами. Фактически Порошенко заявляет о безальтернативности Минских договоренностей. Он просто ищет способ их выполнить, фактически игнорируя выводы о том, что это не те договоренности, которые могут принести мир". В частности, "игнорируются позитивные вещи, которые для украинской дипломатии создают те же резолюции ПАСЕ", — сказал в комментарии "Обозревателю" Яременко.

Читайте: Озвучил свою версию: Путин рассказал о договоренностях "нормандской" четверки

"Похоже, вместо того, чтобы пытаться подталкивать наших партнеров к пониманию того, что Минские договоренности – не вариант, украинская дипломатия играется в игру под названием: "Не быть обвиненным в срыве Минских договоренностей", не думая о том, что реальная ситуация – это не стол переговоров, что в это время гибнут люди, и Украина не понимает, какие у нее перспективы", — добавил экс-генконсул Украины.

Однако, судя по оптимистичным заявлениям со стороны Порошенко и других представителей власти, в ближайшее время Украина не собирается отказываться от ставки на Минск, продолжая соревноваться с соседями в выносливости.

Как сообщал "Обозреватель", 19 октября в Берлине состоялась очередная встреча в "нормандском" формате. После завершения встречи Порошенко провел пресс-конференцию, во время которой озвучил основные итоги переговоров.