УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Святошинский РОВД. Провокация - но чья?

Святошинский РОВД. Провокация - но чья?

Итак, под занавес минувшей недели произошел еще один громкий инцидент с участием органов охраны правопорядка. Как утверждают предприниматели рынка "Шлях", торговлю на этом рынке "крышует" местная милиция. Что позволяет начальству драть по 200 грн в день с нелегальных торговцев. Но когда объявляется рейд по борьбе с незаконной торговлей, крышевание отходит на второй план. И вот людей, которым ранее разрешали торговать без документов, начинают ущемлять и выгонять.

Это, так сказать, базис инцидента. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы рядом не оказалась некая общественная активистка, призывавшая изгоняемых предпринимателей к протесту. То, что было дальше, распадается на две версии - активистскую и милицейскую. По данным милиции, девушка ругалась матом и сама натолкнулась на руки старшего лейтенанта Ганнисика. Противная сторона утверждает, что девушка потребовала, чтобы сотрудник милиции обращался к ней на государственном языке, за что схлопотала удар по почке.

Активистку увезли в больницу с подозрением на повреждение почки и перелом ребра. На этом ее роль в конфликте была исчерпана.

Однако следует учесть, что побитая активистка - член так называемой Коалиции участников помаранчевой революции (КУПР), уже неоднократно привлекавшаяся к ответственности за нарушение правил проведения акций. А КУПР - одна из самых известных коммерческих протестных инициатив в Киеве. Зародилась она еще в 2005г., когда ряд участников оранжевого майдана принял решение не разъезжаться по областям, а подзаработать на различных протестных акциях. Тогда было много протестов против точечной застройки, и платные протестующие охотно предлагали свои услуги местным жителям или компаниям-конкурентам, а потом за хорошие отступные от застройщика сворачивали протест.

Для тех, кто разбирается в социально-политической кухне Киева, давно уже стала обыденной примета: если в протесте участвует КУПР - ищи, кому выгодно.

Побитая активистка не прошла медэкспертизу, не является для дачи показаний, хотя дело возбуждено по ее же заявлению. Ни травмы почек, ни перелома, к счастью, медики у нее не обнаружили - только ушиб грудной клетки - наверное, ладони старшего лейтенанта Ганнисика были очень твердые или двигались с большой скоростью. Однако это стало известно уже потом, а тогда, 12 июля, сведения о госпитализации пострадавшей и о серьезных телесных повреждениях возмутили людей.

Те бросились к Святошинскому РОВДу с требованием наказать милиционера, бьющего женщин. Число протестующих быстро выросло, и небольшая группка предпринимателей, с которых все, собственно, и началось, потерялась на фоне бойцов КУПР и подоспевшим позже динамовских "ультрас", которые известны своей крайне правой политической ориентацией и близостью к ВО "Свобода". Они-то и штурмовали РОВД, и поливали милицию слезоточивым газом, и отправили нескольких беркутовцев на больничные койки (впрочем, кто знает - может, они там лечат синяки и нервные потрясения).

Дальнейшее известно из выпусков новостей.

Повторять их содержание мы не будем. Вместо этого позволим себе несколько нелицеприятных замечаний.

Во-первых, в отличие от Врадиевки, здесь мы имеем дело с мобилизацией специализированных провокационных общественных объединений и группировок.

Во-вторых, один конкретный случай насилия со стороны одного конкретного милиционера означает во много раз больше, чем планомерное нарушение закона со стороны райотдела милиции в целом и его руководства в частности. То, что милиция и руководство рынка занимались систематическим "доением" предпринимателей, вообще не является предметом обсуждения или протеста. Это - норма. И, похоже, это "доение" продолжится и далее - несмотря на показушное отстранение главы РОВД от работы. Предприниматели, страдающие от произвола милиции, были и остаются пассивными жертвами - за исключением тех нескольких часов, когда они под стенами РОВД требовали наказать милиционера-беспредельщика, обидевшего их защитницу. Впрочем, их достаточно быстро оттеснили столичные специалисты по протестным акциям.

В-третьих, милицейское руководство понятия не имеет, что делать в сложившейся ситуации. Министр Захарченко сподобился заявить на всю страну, что штурм РОВД был спланированной провокацией. Довольно тонкое наблюдение, но только кому интересны эксперименты главы МВД в области публичной аналитики? Аналитиков пруд пруди, а вот толковых руководителей мало, и Захарченко не из их числа.

Чтобы понять провокационный характер действий КУПР и националистов под Святошинским РОВД, не нужно быть семи пядей во лбу. Вопрос в том, что дальше будет? Всех, кто протестует против милицейского беспредела, запишем в провокаторы? Защитим милицию - посадим всех, кто ею не доволен? Организуем департамент МВД по борьбе с антимилицейскими провокациями?

В том-то и дело, что случай со Святошинским РОВД нетипичен именно потому, что дело происходит в столице! Здесь всё под боком, и на любой случай милицейского беспредела теперь, когда это стало модно, налетят как мухи на варенье, всякие политические паразиты - от тех же КУПРовцев до оппозиционных депутатов и ультраправой массовки.

Но это ведь не отменяет милицейского беспредела, который творится что в Святошинском РОВДе, что в Врадиевском, что в любом другом. Не отменяет это и того, что в современном обществе, основанном на свободном и быстром обмене информацией, любой факт противостояния с милицией становится не только всеобщим достоянием, но и примером для подражания - независимо от того, насколько это противостояние провокационно. Потому что, как правило, в основе любого конфликта с милицией лежат в первую очередь неподобающие действия милиции.

Да, Захарченко говорит о провокации у Святошинского РОВДа. Но кому нужна эта провокация больше, чем самому Захарченко? Если ему нужен повод закрутить гайки и начать репрессии против всех, кто недоволен милицией, то для этого более всего подходит как раз провокация - с пострадавшими милиционерами, с повреждением милицейского имущества...

Но в этой схеме есть один нюанс: качества милиции никакое закручивание гаек не изменит. По-прежнему будут крышевать поборы с предпринимателей. По-прежнему будут пытать в РОВДах. По-прежнему будут вешать дела на невиновных и отпускать виновных за взятку. Насиловать. Убивать.

Этого не спишешь ни на какие провокации. И бунта, который рано или поздно последует за всё растущим милицейским беспределом, сообщениями о провокациях не погасишь. Весь народ Украины в провокаторы не запишешь. Люди не хотят такой милиции. И этого уже не изменить. Пусть политики пытаются всё свести к замене министра - важно понимать, что персона главного милиционера сама по себе ничего не значит. Только массированным давлением на систему МВД снизу можно заставить эту систему меняться. Если она вообще способна меняться.