УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

За кулисами донецкого сепаратизма

За кулисами донецкого сепаратизма

Что происходит на Юго-Востоке? Факты перечислять не стоит, они присутствуют в ленте новостей, читай - не хочу. Лучше пройдемся по понятиям.

Итак, кто вышел на улицы - сепаратисты или сторонники федерализации?

Прежде всего, сторонники федерализации априори не могут выступать за расчленение государства. Наоборот, федерация - это форма сохранения единого государства при максимальной самостоятельности и самоуправлении регионов. Этого ли требуют люди, вышедшие сегодня на площади Донецка, Луганска, Харькова? Нет, они подняли флаги Российской Федерации, которая пока демонстрирует приверженность федерализации украинских территорий исключительно в составе РФ. Таким образом, лозунг федерализации - не более чем инструмент для откола украинских областей с их последующим переходом под скипетр России. Многие активисты этого не скрывают, а тем, кто участвует в движении, но продолжает открещиваться от его сепаратистского характера, пора перестать врать себе и другим. Это сепаратизм, без полутонов.

Читайте: Сепаратисты объявили о создании Харьковской народной республики

Далее. Во имя чего сепаратизм? Разговоры о необходимости "большей самостоятельности регионов" отбрасываем - и не только потому, что это тема федерализации, а не сепаратизма. Новая киевская власть уже предприняла ряд инициатив по увеличению самоуправления регионов, и это направление реформ можно и нужно было развивать. Но не штурмами ОГА под флагами чужого государства двигаются такие реформы.

Так во имя чего? Во имя свободы? Чепуха. По всем параметрам Россия куда менее свободная страна, чем Украина. Местное самоуправление там, как, собственно, и само понятие федерации - фикция. Основа государства - вертикаль власти, отсутствие свободы слова, репрессии за попытку защитить свои гражданские, экономические или трудовые права. Кто выигрывает в случае присоединения к России Донбасса и Харьковщины? Выигрывает полиция, получая карт-бланш на насилие над собственными гражданами. Выигрывает чиновничество, становясь бессменным и всемогущим господствующим классом без контроля со стороны общества. Обыватели, для которых пределом мечтаний является гарантированная кость в миске под аккомпанемент славословий в адрес партии и правительства, думают, что выигрывают - но, скорее, они думают, будто они думают.

Итак, выгодоприобретатели сепаратизма известны. Но у событий на Юго-Востоке есть еще один аспект. И этот аспект нынешней ночью наконец-то подал признаки жизни и принял участие в "мирном урегулировании". Зовут его Ринат Леонидович Ахметов. Он молчал уже несколько месяцев - можно было бы написать: делал вид, будто его не существует, но ведь он фигура слишком масштабная, чтобы кто-то поверил, будто он "не при делах".

Итак, сепаратисты набирают силу, ведут себя все более нагло, а хозяин Донбасса имитирует эскапизм - до того самого момента, когда ситуация становится критической. А когда она таковой стала, Ахметов вышел на главную площадь Донецка и призвал к переговорам. То есть, дал понять, что без него - не договорятся. А договариваться придется на его условиях. И условия он тоже озвучил - прямо на площади: "Чего хотят люди? Власть должна быть в регионах. Кроме того, чтобы нам не навязывали, на каком языке говорить, в какую церковь ходить. Какова наша задача? Пригласить власть и сказать: есть Донбасс и его нужно услышать".

Читайте: Ахметов - сепаратистам: цель - не отделение, а жить лучше

Ну, это для "широких масс трудящихся" - насчет языка и церкви. Суть в последней фразе: "Есть Донбасс и его нужно услышать". Мы говорим "Донбасс" - подразумеваем "Ахметов". Как киевский Майдан открыл новые возможности перед Коломойским и Порошенко, так донецкий сепаратистский бунт открывает новые возможности перед Ахметовым. Олигарх-губернатор Тарута уже осознал, что без Ахметова не справится, и заявил о готовности сотрудничать: мол, "рассчитываю на плечо Рината Леонидовича".

Так что очень может быть, что в скором времени мы увидим, как Донбасс, формально оставаясь в составе Украины, превращается в республику Ахметстан - с гарантированным правом говорить на местном языке и ходить в местную церковь - для широких масс трудящихся, и с не менее гарантированным правом управлять регионом без контроля со стороны Киева - для донецкой бизнес-элиты.

Впрочем, абсолютизировать влияние Ахметова все же не стоит. Не зря говорят о деньгах Януковича-младшего, не зря ловят всё новых российских координаторов юго-восточных бунтов - ни одна сколь-нибудь масштабная ситуация не может избежать воздействия нескольких центров влияния. Так что Ахметов за столом переговоров - это, конечно, фактор, но не гарантия. В конце концов, Яценюк и Кличко тоже садились за стол переговоров с Януковичем - но события на улицах развивались совсем не так, как они планировали.

Читайте: Порошенко вдвое опережает Тимошенко в президентском рейтинге – опрос

Юго-Восточные события можно рассматривать еще и в аспекте срыва президентских выборов. Это может быть выгодно двум силам. Во-первых, это выгодно России, чьим инструментом является Семья Януковича. Неполная легитимность и кризис власти в Украине - как раз то, что нужно Кремлю для расшатывания ситуации в стране. Во-вторых, срыв президентских выборов может быть выгоден кандидату, который в случае проигрыша очень многое теряет. А такой кандидат только один - Юлия Тимошенко, ведь это она сейчас у власти. Не как физическое тело, а как условный лидер политической группировки, чьи представители занимают все ключевые посты в государстве. Если победит Порошенко - это ж всё придется отдать! Так что, если учитывать разговоры о "договорняке" между Тимошенко и Ахметовым, ситуация вокруг Донецкой ОГА играет новыми красками. Стоит понаблюдать за рейтингами основных кандидатов и отследить их корелляцию с градусом политического противостояния на Юго-Востоке.

Итак, на Донбассе переплелись геополитические интересы России, предвыборные интересы Тимошенко и региональные амбиции Ахметова. Переплелись тесно - не задушили бы. Друг друга - пускай, а то ведь Украину жалко...