УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Юлия Владимировна и «вышка»

Юлия Владимировна и «вышка»

Причастность Тимошенко к убийству Евгения Щербаня доказать проблематично. Однако само расследование этого преступления способно навсегда развенчать все еще тлеющий в сознании народа образ «праведницы Юли». Ибо тысячи всплывающих деталей убедительно демонстрируют, из какой мутной бизнесовой среды вышла нынешняя самая рейтинговая оппозиционерка.

Как на киреевском суде

Наблюдая за развернувшейся в медиа-пространстве дискуссией о том, имела или нет Тимошенко прямое отношение к устранению крупнейшего украинского бизнесмена 90-х, поражаешься и представителям власти, и оппозиции. Первые в лице работников прокуратуры взяли курс на мощную рекламную кампанию найденных против леди Ю улик. Эффектно, конечно, но как это согласуется с правоохранительной функцией? Прокуроры, по идее, должны «копать», а не блистать перед телекамерами. Накопав же, тянуть «добычу» в суд, а не в программу Киселева.

Защитники Тимошенко в долгу не остаются. Они избрали ту же самую тактику, что и Юлия Владимировна на суде у Родиона Киреева. То есть не отвечать на обвинения по сути, а погромче высмеивать обвинителей. Мол, смотрите, скоро эти изверги повесят ей каннибализм, смерть Кеннеди и все грехи человечества. Тоже выглядит впечатляюще. Но неужели они по самим обвинениям ничего ответить не могут?! – рождается у спокойного наблюдателя вопрос. Ведь чем закончился для пламенной оппозиционерки не в меру политизированный суд, известно всем. Если коротко, то избранная подсудимой тактика себя явно не оправдала.

Дым все ж не без огня?

В поисках истины или хотя бы ее следа «Обозреватель» пообщался с десятками политиков и экспертов, способных дать по ситуации взвешенные оценки. Интересная тенденция: большая часть людей, которые в силу своей профессии или других обстоятельств могут что-то знать о причастности или непричастности Тимошенко к расстрелу Щербаня, и при этом не относятся ни к ее сторонникам, ни к противникам, говорить отказываются. «Это слишком серьезный вопрос, – отрезал нам инициатор множества расследований коррупции и громких преступлений Григорий Омельченко. – Задайте его лучше депутату-первогодку!»

При этом никто (кроме соратников) не берется утверждать, что Тимошенко однозначно не виновна - как утверждали многие тогда, когда ее судили за газовый договор с Россией. Как ни крути, информация о переведении денег на счета банды киллеров со стороны компании, которой руководила Юлия Владимировна, - дело серьезное. И ее соратники, кстати, в опровержения накопанного генпрокуратурой фактажа предпочитают не ввязываться.

Бывший представитель БЮТ, а ныне член депутатской группы «Реформы ради будущего», замглавы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Александр Буджерак резких оценок старается не делать. Однако и в святость своего бывшего политического вождя не верит. «Есть факт, что преступление не раскрыто – заметил парламентарий. - В то время кланы делили сферы влияния на Украину, так что там может оказаться всякое. Как юрист я не привык лишние слова говорить. Но я думаю, что если бы не было доказательств, хоть каких-то зацепок, прокуратура, тем более – первый заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин, с такими серьезными заявлениями не выступали бы. Кузьмин и его коллеги – еще ведь молодые люди, им еще жить и работать».

Кроме того, заявление Руслана Щербаня о роли Тимошенко в убийстве его отца Буджерак склонен воспринимать серьезно. «Не мог он это под давлением написать. Ведь ему же тогда отвечать, если он дал ложное свидетельство! И следователи, выбившие показания, тоже отвечать будут! Это же не 37-й год!» - заметил депутат.

В то же время Александр Буджерак акцентировал, что само по себе участие Тимошенко в процессе перевода денег киллерам не делает ее убийцей. Все зависит от того, сколь осознанным был для нее этот процесс: «Даже если, не дай Бог, подтвердится, что она там замешана, то необходимо доказать еще и прямой умысел. Что она знала, что пересчитывала деньги именно киллеру. Это доказать не так уж просто». «Кроме того, не на руку обвинению играет и тот факт, что прошло уже немало времени. Но такие преступления необходимо раскрывать», - добавил политик.

Она не знала, за что заплатила?

Давно и хорошо знающий Юлию Тимошенко Тарас Чорновил не сомневается, что в эпоху своей бизнес-молодости Тимошенко провернула немало «интересных» дел. Но в то, что она сознательно организовывала убийство, он не верит. «Я думаю, если б она знала, что речь о таком деле, она бы побоялась», - сказал Чорновил в разговоре с автором.

«Как свидетеля ее есть за что допрашивать, – убежден парламентарий. - Потому что, как всем известно, ЕЭСУ в свое время действительно работала с оффшорными счетами. Понятно, что Тимошенко этими счетами оперировала весьма символически. То есть ее влияние было небольшое, и она, скорее всего, понятия не имела, куда и на что шли деньги, которые ей говорили перечислять. Тимошенко не раз демонстрировала, что она не читает то, что подписывает, и не интересуется этим. Подобное обстоятельство могло иметь место и при заключении украинско-российских газовых контрактов, и в этой ситуации. Она виновата в том, что оперировала грязными деньгами грязным способом. Но привязка ее к убийству Щербаня – это слишком. И даже если переведенные деньги предназначались банде, то не известно еще - это за убийство Щербаня оплата или за какие-то рэкетирские действия, что было в то время обычным делом. А публичные заявления прокуратуры по этому поводу, во-первых, незаконны; во-вторых, сильно натянуты. В материалах, которые показывает Кузьмин, нет улик против Тимошенко насчет подготовки убийства. Там есть обвинение в управление грязными деньгами».

В отличии от Буджерака, свидетельствам Руслана Щербаня Чорновил доверять не склонен: «Человек в грязном бизнесе, грязный бизнес очень легко «дожимается». И почему он раньше молчал? Когда Тимошенко в 2001 году угодила за решетку, почему он тогда побоялся сказать? Свидетельства Щербаня-младшего выглядят очень конъюнктурно».

«Но в любом случае даже сам факт использования грязных денег – это очень серьезно. Лазаренко вот за грязные деньги закрыли в США. Во всем мире за это серьезно наказывают, и у нас тоже», – акцентировал Тарас Чорновил.

Ее хотят сдыхаться!

Заявления оппозиции о том, что посредством дела Щербаня Юлию Тимошенко хотят закрыть на пожизненное, большинство независимых экспертов серьезно не воспринимают. Умысел здесь, скорее всего, другой – считают специалисты. Тарас Чорновил уверен, что таким образом Тимошенко пытаются выдавить в политическую эмиграцию. «С Тимошенко власти надо что-то делать. Самый верный вариант удовлетворить Запад и лишиться ее здесь, в Украине – это согласиться на лечение Тимошенко в Европе. Лечение бессрочное. Хоть на 10 лет. Она, таким образом, выталкивается за границу, где постепенно маргинализируется. Немцы уже согласны, Янукович не против, осталось только получить ее согласие. Ей хотят пояснить, что здесь она на свободу не выйдет никогда. Если по этому делу удастся что-то переиграть, то будет дело про убийство. Это психологический прессинг на нее, чтобы она пошла на этот вариант», - сказал Чорновил.

И Тимошенко, в принципе, уже не далека от того, чтобы согласиться, - считает политик. Потому что у нее другого выбора не остается: «Она понимает, что и Власенко, и Турчинов, и Яценюк ее защищают только до того момента, пока они в новую Раду не въехали. Только выборы закончатся, и про нее все забудут. Никто в Качановку, кроме Жени, не поедет».

«Если б хотели дело об убийстве, то копали бы, а не кричали», - добавил Чорновил.

А если все же «вышка»?!

Если Юлии Тимошенко попытаются дать «пожизненный», «все закончится «пшиком», - уверен политолог Виталий Бала. - Потому что доказать здесь ее вину невозможно. Я по этому поводу общался со специалистами, которые работали в правоохранительных органах и занимались заказными убийствами».

В то же время политолог Александр Палий допускает, что «власть, которая у нас неровно дышит по отношению к Тимошенко, сейчас тестирует возможность ее пожизненного осуждения. Тестирует, в том числе, и перед Западом».

Но попытка доказать подобное, даже опираясь на какой-то фактаж, будет воспринята в обществе крайне отрицательно – считает политолог.

«Я очень сомневаюсь, что Тимошенко была причастна к убийству. Скорее подумаешь на каких-то других политиков. При всех замечаниях к ней она абсолютно не выглядит как хладнокровный убийца. Так что люди будут больше доверять своим визуальным впечатлениям, нежели доказательствам прокуратуры, которая у нас не пользуется большим авторитетом».

Однако если власть проявит упорство и добьется политически невыгодного ей беспрецедентного приговора, народ вряд ли немедленно поднимется на революцию, – предполагает Палий. Хотя подобный приговор для Тимошенко, вне сомнения, сыграет на ослабление команды у руля. «Я сомневаюсь, что власти выгодно по такому обвинению садить Тимошенко… Протестовать из-за этого конкретного случая люди не пойдут. А из-за другого – пойдут. Бывает,«соломинки» накапливаются. А потом падают все вместе»,- подытожил Александр Палий.

В то же время практически все эксперты сходятся на том, что раскапывание дела Щербаня, как и других дел, затрагивающих период «ранней Тимошенко», для Юлии Владимировны крайне болезненно. Ибо там, куда ни копни – везде оффшорные схемы, загадочные платежи и сомнительные сделки. Может быть, ей сейчас действительно не стоит испытывать судьбу и согласиться на «больничный у Меркель»?!