УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Беларусь и Болонский процесс: надежды и реальность

2,5 т.
Беларусь и Болонский процесс: надежды и реальность

Известие о присоединении Беларуси к Болонскому процессу вызвало противоречивую реакцию в стране. Подробнее о доводах сторонников и критиков - в материале DW.

Решение включить Беларусь в Болонский процесс было принято в четверг, 14 мая, в Ереване на Конференции министров образования стран Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и форуме по Болонской политике.. "Давно было пора, Европа одумалась", "Зря, ведь Беларусь так и не выполнила требование изменить систему образования", - примерно такими были первые отклики пользователей соцсетей. Мнения экспертов, к которым DW обратилась за комментариями, ненамного разошлись с их оценками.

"Дорожная карта" - это не предложения, а требования

Главное, что все произошло в точном соответствии с рекомендациями белорусского общественного Болонского комитета, отметил в интервью DW один из его инициаторов, профессор философии Владимир Дунаев. Он подчеркнул, что комитет предлагал "условное вступление Беларуси с "дорожной картой", предполагающей обязательства белорусской стороны по модернизации системы образования, исправления ее пороков, особенно в сфере академической свободы, институциональной автономии и студенческого участия в управлении высшим образованием".

Предполагается, что участники следующего форума, в 2018 году, обсудят, в какой мере Беларусь справилась с заданием. Дунаев, следивший за ходом дискуссии в Ереване по онлайн-трансляции, подчеркивает, что претензии к белорусской системе образования, сформулированные в 2011 году, остались в силе: отсутствуют улучшения в сфере академических ценностей, нарушаются академические свободы, почти нет автономии университетов, студенты фактически отстранены от принятия решений.

Но в какой-то степени надежды на перемены всё же есть, так как Болонский процесс располагает инструментами контроля и принуждения, полагает Дунаев: "Материалы конференции еще не опубликованы, но речь шла именно о требованиях к Беларуси, а не о предложениях что-то менять".

"Ни плюсов, ни минусов"

Естественным явлением назвал в интервью DW включение Беларуси в Болонский процесс декан экономического факультета Белгосуниверситета Михаил Ковалев. По его оценке, фактически Беларусь уже давно выполняет требования Болонской декларации: "В стране двухуровневая система образования. Ранее Беларусь не принимали в Болонский процесс по политическим мотивам. Сейчас дан сигнал: с Беларусью будут считаться".

Впрочем, подчеркнул Ковалев, и ранее, и сейчас его бывшие студенты успешно учились и продолжают учебу в вузах Европы, и никаких проблем с признанием дипломов у них нет. "Никаких минусов и плюсов от вступления в Болонский процесс не вижу, чуть ли не половина преподавателей на моем факультете закончили магистратуру в Европе, кто хочет учиться, находит, где и как", - уверен Ковалев.

Министр образования Беларуси Михаил Журавков назвал присоединение к Болонскому процессу "важным и ответственным шагом", "отражающим высокий уровень белорусской системы образования" "Болонский комитет признал успехи в развитии национальной системы образования Республики Беларусь", - сообщило в свою очередь государственное агентство БЕЛТА. "Это ложь, и ее надо развенчивать", - говорит Владимир Дунаев.

"Пустили в прихожую приличного дома"

Для экс-проректора БГУ Анатолия Павлова присоединение Беларуси к Болонскому процессу не стало сенсацией. "В конце 1990-х - начале 2000-х годов Беларусь уже одной ногой была в Болонском процессе. Но тогда сняли Александра Козулина с поста ректора Белгосуниверситета, и процесс заглох", - вспоминает Павлов. Нынешнее решение он считает положительным для развития высшей школы Беларуси: "Фактически нас пустили в прихожую приличного дома, мы встали на порог европейской системы высшего образования, это хорошо, открылись новее возможности, в частности в сфере мобильности студентов".

Между тем культуролог и профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств Юлия Чернявская замечает, что возможностью учиться в разных странах воспользуются единицы белорусов - из-за отсутствия достаточных финансовых средств. В целом одобряя присоединение страны к Болонскому процессу, Чернявская обеспокоена тем, что попытки чиновников реформировать белорусскую систему образования могут выглядеть, как примерка сестрами Золушки ее башмачка: "Пальчик, конечно, можно поджать, но как в этом башмачке ходить?"

Идеологов вряд ли уберут из вузов

Профсоюзная группа "Студэнцкая рада" приветствует присоединение Беларуси к Болонскому процессу, сказал DW активист группы Алесь Крот, некогда отчисленный из Белорусского политехнического университета по политическим мотивам. По его словам, уже сейчас, добиваясь академических свобод и участия студентов в студенческом самоуправлении, можно рассчитывать на поддержку европейцев, а также на то, что белорусские госструктуры больше не смогут игнорировать требования студентов.

Скептичнее других прозвучал комментарий директора Центра европейских исследований Александра Адамянца: "Не думаю, что включение Беларуси в Болонский процесс окажет какое-либо позитивное влияние на белорусскую государственную образовательную систему". Адамянц уверен, что решение было принято по политическим мотивам, а не на основе объективной оценки состояния вузовской системы и ее готовности к реформам. Выгоды от вступления в Болонскую систему получат чиновники от образования, а не студенты, которые продолжат учиться в полностью подконтрольных власти учебных заведениях, считает собеседник.

Мнение, что вовлечение Беларуси в любом виде в общеевропейские процессы уже само по себе положительно, чересчур оптимистично и не учитывает того, что для нынешней политической системы в стране реформы в какой бы то ни было области не приемлемы в принципе, продолжает Александр Адамянц. Если Беларусь за последние 20 лет в чем-то и преуспела, то только в искусстве пускать пыль в глаза, поэтому ее принятие в Болонскую систему - это еще одна игра в имитацию, уверен Адамянц.

В свою очередь экс-проректор БГУ Анатолий Павлов не видит ни малейших оснований полагать, что из штата белорусских вузов исчезнут посты идеологов. А Алесь Крот сомневается в том, что в вузах страны прекратятся гонения по политическим мотивам.