УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | Почему грузинский опыт нельзя внедрить в Украине

Почему грузинский опыт нельзя внедрить в Украине

Майдан перевернул классическую пирамиду власти: гарантировать изменения в стране могут сами украинцы, а не политики, пишет Гиоргий Вашадзе для "Новое время".

Ошибочно считать, что грузинские эксперты, помогающие Украине в проведении реформ, оседлали собственный опыт и пытаются имплементировать его здесь. В своем кругу то, чтобы было сделано в Грузии, мы называем реформой 1.0. А после нескольких месяцев работы в Украине стало понятно, что даже версия 2.0 устарела, и пора использовать новую.

Читайте: Больше никаких преемников!

Согласно первой версии, в стране появляется президент, наделенный всей полнотой власти и стремящийся изменить процессы к лучшему. Для этого он подбирает команду креативных и образованных людей, предоставляя им полное право ставить задачи, совершать ошибки, а также усовершенствовать свои же инновации ради достижения положительного результата. При этом глава государства тщательно оберегает тех, кто воплощает его идеи в жизнь, от тех, кто сопротивляется реформам. Они — визионеры, остальные — реализаторы.

Применить тот же метод в Украине после Майдана не получится. Скажу честно, грузинский подход требует определенной власти в одних руках, которая хоть и нужна на начальном этапе, но непригодна в стране, когда народ, гражданское общество нашли в себе силы и мужество изменить власть.

По версии реформы 2.0 процесс изменений стартует не только с высоты президентской власти, но и правительства с парламентом. Кому?то могло показаться, что в Украине начала самореформироваться вся система, поскольку о реформах заговорили все и сразу. Но в действительности это не так. Процесс тоже дал сбой. Почему?

Толстая чиновничья прослойка или саботирует реформы, или активно им сопротивляется

Мы видим, что на уровне глав министерств есть желание провести реформы. И на уровне их замов — тоже есть. Но даже они не в силах заставить среднее звено если не помогать, то хотя бы не мешать. Грубо говоря, толстая чиновничья прослойка или саботирует реформы, или активно им сопротивляется.

Например, при участии министра юстиции Павла Петренко мы пытаемся упростить систему административных услуг. Сейчас создан один экспериментальный офис, где по четко продуманной процедуре киевляне могут оформить недвижимость в считанные минуты. Но существуют десятки центров админуслуг, привыкшие работать так, как работали раньше, и доходчиво объяснить им, как организовать выдачу документов без очередей с трех часов ночи и без мзды, задача крайне сложная.

В менталитете чиновников заложены только две функции: получать неучтенные деньги и угождать начальству. То есть удовлетворение клиентов — это то, о чем они никогда не слышали.

При том, что реформа админуслуг необходима, одной инициативы министра недостаточно. И тогда мы поняли: пора включать версию 3.0.

Исключительно украинские особенности власти, бизнеса и общества заставляют искать визионеров (гарантов реализации реформ) не среди власти, а среди граждан. Речь идет о том, что необходимые изменения диктует общество, знающее, где, что и как необходимо изменить, поскольку ежедневно сталкивается с различными административными и юридическими препонами.

Еще один пример. К сожалению, в свое время мы не нашли взаимопонимания с Минэкономики по вопросам госзакупок, предложив создать электронную систему редукционов (аукцион, на котором побеждает тот, кто предложит низшую цену). Такая система действует в Грузии. Она простая, доступная и существенно снижает коррупцию в госзакупках, поскольку в ней видны условия тендера, текст контракта и данные обо всех участниках. Для Украины эта система ежегодно экономила бы сотни миллионов гривен за счет прекращения закупок по завышенным ценам.

Читайте: Коалиция За европейский выбор как альтернатива самоизоляции и агрессии

Но в Украине нет денег на написание такой программы и желания чиновников построить новую систему. Поэтому мы обратились к общественным IT-организациям и частным компаниям с просьбой разработать на волонтерской основе открытый код редукциона и передать его в собственность государства.

Общество в этом случае выполняет сразу две функции. Во-первых, получает возможность полностью контролировать госзакупки. Во-вторых, фактически самостоятельно разрабатывает правила игры в этой сфере. Да, вероятно, придется изменить действующее законодательство, чтобы внедрить новую систему. Но тут важно сначала создать эффективный бизнес-процесс. Первичен не закон, а налаженная схема работы.

Таким образом, реформы должны делаться не сверху, а снизу. Движущей силой изменений должны стать люди, а не политики, роль которых — не мешать, а охранять реформаторов. К счастью, в Украине есть инициативное, образованное и практичное гражданское общество. Именно оно и является визионером.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...