УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рада кончила "за упокой"…

Рада кончила 'за упокой'…

Закрывшаяся в пятницу сессия Верховной Рады была насыщенной и продуктивной. Но ее нелепый и агрессивный финал испортил все впечатление.

Речь о языковом законопроекте, который протягивали "ломом и буром", и который явно расколол политикум на две части. Одну – ту, которая вроде представляет власть, и которая действительно считает, что ради "святого дела" с какими-то там законами "цацкаться" нечего. И вторую, официально представляющую оппозицию, которая категорически не согласна как с законом, где невероятно усиливается роль русского языка, так и с практикой, когда законы принимаются ловкими руками и тяжелыми кулаками. Но все бы не было так печально, если бы случившийся в "верхах" раскол не проецировался на все общество. Угрожая, как и в отдаленном 2004-м, снова поделить Украину по берегам Днепра.

Выступая с трибуны Рады перед официальным закрытием, первый вице-спикер Адам Мартынюк не решился давать какие-то политические оценки истекшей сессии. Да, толкать речь ему пришлось вместо своего многолетнего друга Владимира Литвина. Который, как сообщалось ранее, подал в отставку в знак протеста против организованного Адамом Ивановичем "языкового" голосования, намекнув при этом, что считает Мартынюка предателем. Единственные результаты работы, которые были названы – количественные.

Было принято или подтверждено 222 закона, одобрен в первом чтении 71 законопроект, 443 - возвращено на доработку, отклонено или снято с рассмотрения, - рассказал единственный твердо сидящий в кресле представитель руководства парламента.

В то же время, как быть с незавизированным после второго чтения детищем Колесниченко-Кивалова, как и с остальными наштампованными за последних два дня работы, но не отправленными на подпись к президенту (по той же причине – нет "автографа" спикера) законопроектами – вопрос пока открытый. Как и относительно того, кто будет дальше возглавлять парламент. Литвин четко дал понять, что вернется обратно в должность (его заявление об отставке провластные депутаты даже рассматривать не стали), только если закон о языках или переголосуют более-менее прилично, или вообще снимут с рассмотрения. А чтобы уволить Владимира Михайловича по действующему законодательству, а также назначить на его место кого-то другого, надо, чтобы в голосовании (тайном - бюллетенями, то бишь) приняли участие хотя бы 300 нардепов. Без оппозиции никуда и никак.

Коалицианты, правда, после заявления Литвина об отставке бодренько приняли законопроект регионала Владислава Забарского, согласно которому увольнять и назначать спикера можно таким же самым способом, как и обычные законы принимать – голосованием в зале (а значит, с участием карточек "гуляющих" душ), и при минимальном участии в процедуре 226 депутатов. Но юмор в том, что и этот "хитрый" законопроект для начала спикер подписать должен – если пытаться хоть какую-то видимость законности соблюсти.

Хотя нет, не все у власти безнадежно. Согласно просочившейся в СМИ информации, в Конституционный суд уже поступило представление 51 народного депутата, подвергающего сомнению законность существующей процедуры назначения - увольнения руководства Рады. КС наш, как известно, принимает только "нужные" решения.

Хотя "главный дирижер" фракции Партии регионов Михаил Чечетов в несколько нетрадиционном окончании сессии (при полупустом зале и без спикера) никаких проблем в упор не видит. "Верховная Рада закончила сессию на мажорной ноте, – заявил он в разговоре с "Обозревателем".- Все те законопроекты, которые нужно было принять, мы приняли. Но в конце июля – в начале августа мы думаем собрать еще одну сессию, на день - два, чтобы рассмотреть разработанные Кабмином законопроекты о реализации социальных инициатив президента".

Оценивает результаты работы высшего законодательного органа Чечетов тоже крайне оптимистичны. "Несмотря на всякие попытки оппозиции нарушить конструктивную работу парламента, ядро большинства в лице Партии регионов смогло провести сессию в созидательном русле. Было принято очень много важнейших, фундаментальных законов для страны. Это, в частности, касается пенсионного законодательства – были одобрены рассчитанные на десятилетия вперед реформы, мы приняли Налоговый, Таможенный и Уголовно-процессуальные кодексы", - рассказал Чечетов.

"Благодаря усилиям парламента были своевременно приняты решения, связанные с подготовкой к Евро, которое прошло у нас с большим успехом", - с гордостью добавил первый замглавы фракции регионалов. Что же касается последнего, "языкового аккорда", который многие называют как минимум сомнительным, Чечетов считает его образцом цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций в высшем законодательном органе. Как следует из его слов, хитро проголосовав за законопроект Колесниченко-Кивалова, провластные депутаты, во-первых, наказали оппозицию за попытку устроить саботаж (свидетельством саботажа, по мнению Чечетова, есть слишком большое количество поданных к документу поправок - аж 2040); во-вторых, благодаря такому крайне неожиданному законодательно-кавалерийскому наскоку Рада была избавлена от сцены избиения оппозиционеров. Которая, оказывается, была на руку как им самим, так и журналистам, жаждущим гонораров за "кровавые" репортажи.

"Это вы говорите "сомнительным образом проголосовали", – заявил Михаил Чечетов. - Тут интересы журналистов совпали с интересами оппозиции. И те, и другие хотели драки. Только цели преследовали разные. Почему СМИ хотят драки? Потому что на грязных картинках зарабатываются деньги. Так что журналисты хотели бойни, чтобы съездить на Мальдивы и на Канары. Оппозиция тоже хотела показать грязь. Для того, чтобы сказать – смотрите, как власть беспардонно расправляется с нами! И заработать таким образом политический капитал. Естественно, мы на это не пошли. Мы сказали, что не упадет и волоска с головы оппозиционера. И сделали так, что закон был принят без скандалов и без драки. Я всем журналистам приношу извинения за незаработанные гонорары. Но мы спасли страну от позора".

Однако безбрежного оптимизма Чечетова не разделяет даже симпатизирующий власти политолог Михаил Погребинский. По его мнению, итоги сессии неоднозначные. "Было принято ряд очень важных решений по самым различным сферам деятельности. Я назвал бы Уголовно-процесуальный кодекс, который можно характеризовать как революционный, существенно продвинувший нас в сторону норм европейской практики уважения прав человека; закон про адвокатуру. Но были и сомнительные решения. Например, законодательные акты, посредством которых вывели из-под тендерных процедур множество контрактов, заключаемых руководителями государственных предприятий - это чревато коррупцией. И конечно, скандальное голосование за языковой закон как последняя нота вызывает противоречивые чувства", - сказал Погребинский.

"С одной стороны, власть как бы намеревалась выполнить свои обещания перед избирателями; с другой,- на пути президента и Партии регионов встал человек, который вообще никого не представляет - Владимир Михайлович Литвин. Его фракция голосует за закон. А он не голосует. И мало того, что не голосует, так еще и отказывается подписывать. В итоге самое подозрительное то, что сессию закрывают. Что это означает? Что ситуация "повисла". Президент не может подписать закон. Получается, нужна какая-то внеочередная сессия, чтобы его переголосовать. Если этого не случится и закон не будет переголосован и подписан, тогда это можно будет расценивать как крупное поражение партии власти. И президента тоже. С серьезными последствиями. У оппозиции появятся основания утверждать, что президент слаб, и тогда они начнут выдавливать из него все, что только можно", - сокрушается Погребинский. Политолог советует президенту показать, что он силен и, сменив спикера, добиться вступления в силу языкового закона.

Оценки других экспертов еще более критичны. "На самом деле, что бы Верховная Рада ни принимала в течение сессии, последний закон относительно языковой политики все перечеркнул, – считает политолог Виталий Бала. - Его результатом стали массовые протесты, отставка Литвина и настоящий политический кризис. Хотя было одобрено много других решений, неплохих законов, но по большому счету, они будут все в тени этого последнего события. Этот "козырный туз" все побил".

Ну, а оппозиционный депутат Олесь Доний (фракция НУ-НС) полагает, что итогом сессии стала фактическая смерть парламентаризма. "Законодательных результатов работы нет, – уверен Доний. - Потому что Верховная Рада сегодня не есть парламент, она не имеет ни представительских, ни законодательных функций. Там голосует непонятно кто чужими карточками и без обсуждения. Что бы они там ни принимали, что бы ни штамповали, все эти законы нужно отменять. Что касается политических последствий, то Партия регионов засвидетельствовала свою суть как российско-националистическую, мошенническим способом проведя законопроект Колесниченко – Кивалова. Который разрушает не только украинский язык, но и украинское государство. Это показало, что соображения единства страны, интересы украинской культуры для них ничего не значат, и они собираются строить на территории Украины второе российское государство. Причем - бандитско-мошенническим способом".