УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Газовый переворот: почему СНГ отказывается от услуг "Газпрома"

Газовый переворот: почему СНГ отказывается от услуг 'Газпрома'

Пока Россия продолжает бороться за европейские рынки сбыта нефти на фоне масштабного кризиса сырьевой экономики, ее ближайшие соседи отказываются от контрактов с "Газпромом".

На днях Азербайджанский метаноловый завод приостановил закупку топлива у российской корпорации. Официальная причина — глобальное снижение цен на газ, из-за которого действующий контракт стал нерентабельным. Несколько месяцев назад "Газпром" объявили неплатежеспособным в Туркмении.

"Обозреватель" проследил, как развиваются газовые отношения вокруг России на постсоветском пространстве и стоит ли ждать краха крупнейшего газового трейдера Евразии.

Дорого и невыгодно

20 октября азербайджанские СМИ сообщили о приостановке местным метаноловым заводом AzMeCo закупок газа у российского "Газпрома". Отмечалось, что такое решение обусловлено понижением мировых цен на метанол, из-за чего закупки газа по нынешней контрактной цене стали для завода нерентабельными. В AzMeCo заявили, что при нынешних условиях производство стало убыточным. Контрактная цена на топливо, также как и предлагаемая азербайджанской стороной, в официальных сообщениях не фигурирует.

Тот факт, что стране с разведанными запасами природного газа в 225 миллиардов кубометров пришлось закупать топливо извне, замминистра энергетики Азербайджана Натиг Аббасов объяснил тем, что собственный газ, добываемый на месторождении "Шах Дениз", распределен до 2044 года. При этом AzMeCo в график не попал из-за несвоевременной подачи документов на заключение контракта с Госнефтекомпанией.

Читайте: Россия заблокировала поставки автогаза и ДТ в Украину - СМИ

Слишком много газа

В июле на правительственном портале Туркмении появилось сообщение, в котором официальный Ашхабад объявлял "Газпром" неплатежеспособным.

В публикации говорилось, что с начала 2015 года компания не платит по своим долгам перед госкомпанией "Туркменгаз" за поставленное топливо. Через несколько дней туркменская сторона несколько смягчила предъявляемые "Газпрому" претензии, указав, что концерн "не доплачивает" за поставленный ему газ.

Впоследствии российский Forbs со ссылкой на свои источники, близкие к "Газпрому", написал об иске компании к Ашхабаду, поданном в Стокгольмский арбитражный суд. Его якобы подали еще в июне этого года, в нем содержится требование пересмотреть контракт с "Туркменгазом" от 2010 года. По документу, российская сторона объявила о сокращении закупок топлива, а впоследствии и вовсе перешла на усеченную оплату поставляемых ресурсов в одностороннем порядке. В качестве причины такого поведения Москвы указывается сокращение спроса на российский газ в Европе и Украине — часть объемов, закупаемых у туркменов, оказалось просто некому перепродавать.

Эпопея в четверть века

Перепетии газовых отношений России и Украины сегодня, кажется, известны всем. Киев ищет различные способы, чтобы отказаться от основного российского инструмента манипулирования. Москва продолжает спекуляции, осознавая, что полной замены ее "трубе" пока не найти.

В июне этого года Украина договорилась о реэкспорте газа из Венгрии, стороны подписали договор об объединении трансграничных газопроводов, так называемом интерконнекторе. Его мощность в направлении Венгрии составляет 26 миллиардов кубометров в год, в направлении Украины – 6,1 миллиарда кубометров в год. В Украину также продолжают реэкспортировать газ Словакия и Польша.

21 октября, если верить МИА "Россия сегодня", министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сиярто обратился к "Газпрому" с просьбой закачать газ в подземные хранилища страны. При этом он отметил, что решение носит стратегически важный характер для страны. В беседе с журналистами Сиярто также напомнил, что 75% поставок газа в Венгрию осуществляется из России. Словакия и Польша также закупают топливо у Москвы.

Читайте: 15 фактов о газе: насколько реалистичны обещания политиков снизить тарифы

Диктатор и его диктат

Если бы Киев в нынешней ситуации мог позволить себе выступить провокатором, ему непременно стоило бы обратиться к беларускому президенту Александру Лукашенко с просьбой о реэкспорте газа в Украину. Обязательное условие здесь — привлечение к процессу Евросоюза, который мог бы поставить главе республики условием продажи топлива Украине полную отмену санкций.

Основные доходы Беларуси до сих пор составляет реэкспорт российских ресурсов по рыночной стоимости, поставляемых им по внутрироссийским ценам в рамках союзного государства.

Несмотря на это, в последнее время Александр Лукашенко придерживается во внешней политике вектора сближения с Европой — после президентских перевыборов Евросоюз снял с Беларуси все санкции на четыре месяца. Очевидно, что беларуский президент в этой ситуации примет решение, наиболее выгодное для Москвы, поскольку альтернатив у республики, зависящей от федерации, пока нет.

Однако всколыхнуть ситуацию, в том числе подвергнуть роль Лукашенко в Минских соглашениях сомнению, можно было бы основательно

Топливная оккупация

Газпром также поставляет газ в страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву, Молдавию. Причем с последней республикой у "Газпрома" отношения особенные — Москва оказывает газовую гуманитарную помощь Приднестровью, в то время как долг за поставленные объемы записывает на Кишенев.

Молдавские власти, в свою очередь, оплачивать его не спешат, мотивируя свои действия понятным для всех украинцев тезисом — покуда территории оккупированы и пытаются самостоятельно налаживать государственные процессы, Молдавия за них платить не намерена. Если необходимо покровительство — это возможно только в составе Республики Молдова.

В сухом остатке

С середины нулевых, когда Россия перешла на рыночную стоимость топлива для стран-участниц СНГ, Москва не оставляет попыток сформировать на базе Содружества некоего союза, связанного системой нефте- и газопроводов, где будет признаваться лидирующая и ключевая роль России как монополиста в Европе и на постсоветском пространстве.

Сопредельным государствам здесь предлагалось выступить либо поставщиками собственного газа в общую "Газпромовскую" копилку, ибо транзитными странами. К первым относят Туркмению, Казахстан и Узбекистан, ко вторым — Украину и Беларусь. Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Все это в итоге вылилось в Таможенный Союз ЕАЭС, который в настоящее время фактически не выполняет каких-либо конкретных функций и с туммаными перспективами на будущее.

Из-за глобального снижения цен на нефть и газ, "Газпром" действительно несет значительные потери — во втором квартале прошлого года чистый убыток компании составил 7,5 миллиардов рублей по сравнению с чистой прибылью в 58,76 миллиардов рублей в 2013 году.

Учитывая объем разведанных запасов природных ресурсов в России, корпорация Миллера, скорее всего сохранит ведущее положение на рынке энергоносителей — по крайне мере, пока не будут изобретены альтернативные источники энергии. Но очевидно, что статус монополиста газовый гигант будет сохранять еще недолго.