УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Антикоррупционные законы: что изменится в Украине?

Антикоррупционные законы: что изменится в Украине?

14 октября может войти в историю Украины как день борьбы с коррупцией. Верховная Рада приняла Антикоррупционную стратегию и создала Национальное антикоррупционное бюро.

Нынешний состав парламента, срок полномочий которого практически истек, напоследок решил сделать настоящий подарок гражданам Украины. Сегодня страна, больная коррупцией, получила реальный шанс на выздоровление.

Тем не менее, совершенно не исключено, что законы, принятые незадолго до выборов, носят печать политического пиара. Заложен ли в них реальный механизм борьбы с "запущенной болезнью"? Станут ли они настоящим "колпаком" для чиновников?

С просьбой поделиться собственной оценкой пакета законов "Обозреватель" обратился к ряду экспертов.

ИГОРЬ КОГУТ, председатель совета Лаборатории законодательных инициатив

"Благодаря антикоррупционным законам будут отслеживаться декларации о доходах чиновников. Конечно, есть некоторые замечания к законам, в частности, по поводу конституционных ограничений, касающихся тех, кто будет работать в этой структуре. Насколько мне известно, там говорится о том, что в них должны работать люди, имеющие опыт работы в правоохранительной структуре. Я считаю, что это неправильно. Таким образом закрывается путь для молодых специалистов.

Не знаю, будут ли эти законы бить по чиновникам, поскольку у нас в принципе нет такого - бить по кому-либо серьезно. Считаю, что коррупция возникает на уровне семейного и школьного воспитания".

ПАВЕЛ РОЗЕНКО, народный депутат Украины (фракция УДАР)

"Закон об Антикоррупционном бюро, разумеется, лучше, чем его отсутствие. Это огромный шаг вперед. Хотя, зная украинскую практику, власть должна иметь политическую волю, чтобы полностью реализовать антикоррупционную политику и не допускать влияния лоббистских интересов на работу Антикоррупционного бюро или сужения антикоррупционного законодательства посредством нормативных актов. Главная проблема для Украины – это практика применения законов.

Я не думаю, что от действия законов кто-то пострадает. Я не думаю, что антикоррупционная проверка – это страдания. Это нормальный демократический механизм. Чиновники должны осознать, что статус публичной личности предполагает открытость, в том числе и в отношении проверок. Таким образом будет происходить процесс очищения власти – и депутатского корпуса, и тех, кто имеют за собой грешки. В парламент больше не будут попадать люди, которые хотят там спрятаться от закона. Доверие к институту парламентаризма, безусловно, будет повышаться.

Думаю, будут попытки обойти нормы антикоррупционного законодательства, но мы, народные депутаты, будем внимательно следить за практикой его применения. Если мы увидим, что есть лазейки, позволяющие обходить нормы закона, безусловно, мы будем на это реагировать. Если надо, мы внесем соответствующие изменения в законодательство. Думаю, в новой Верховной Раде это будет сделать легче, чем сейчас".

АЛЕКСАНДР БАНЧУК, эксперт Центра политико-правовых реформ

"Я не знаю, что нового внесли в антикоррупционные законы. Но думаю, что они отвечают требованиям Международного валютного фонда. Эти законы должны были быть приняты еще в октябре 2013 года. Убежден, что должны быть государственные органы, которые будут препятствовать коррупции в стране.

Конечно, будет сложно. Но будет еще сложнее, если эти законы не будут действовать".

АНДРЕЙ ПАВЛОВСКИЙ, народный депутат Украины (фракция "Батьківщина")

"Насколько эффективным будет антикоррупционное законодательство? Давайте подождем, пока оно заработает, подождем несколько месяцев – потом будем делать выводы, эффективно оно или нет. Давайте посмотрим, позволит ли практика применения этих законов уходить от ответственности чиновникам.

По идее, от этого закона должны пострадать те, кто занимается коррупционной деятельностью. Причем, таких чиновников почему-то особенно много в той системе, которая должна бороться с коррупцией – среди судейского, прокурорского, милицейского корпуса.

Все законы несовершенны, и несовершенна практика их применения. Я думаю, что в ближайшие полгода мы увидим, насколько антикоррупционные законы будут эффективны на практике".