УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Дьявольская уловка": возможно ли исключить Россию из Совбеза ООН

'Дьявольская уловка': возможно ли исключить Россию из Совбеза ООН

Вето России в Совбезе ООН на решение о создании международного трибунала для расследования катастрофы самолета Boeing-777 на Донбассе заставило всерьез задуматься: почему страна-агрессор до сих пор имеет настолько большие полномочия в крупнейшей международной организации? Можно ли лишить ее этой привилегии? Существуют ли в Уставе ООН механизмы, как избавиться от такого постоянного члена и как обойти его вето?

Эксперты, с которыми пообщался "Обозреватель", едины во мнении: эта задача крайне сложна. Проще создать другую ООН, чем исключить из нее Россию. И все же, несколько альтернативных вариантов были озвучены.

ООН попалась на "дьявольскую уловку"

Николай Кулинич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины

"Россию невозможно лишить статуса постоянного члена Совета безопасности ООН. Для этого нужно изменить Устав ООН, а Устав ООН, как известно, можно пересмотреть, только если на это есть единогласное согласие постоянных членов Совбеза. Это тот замкнутый круг, который никто никогда не преодолеет. Это капкан, из которого выбраться практически невозможно.

Устав ООН принимался в апреле 1945 года. Тогда была эйфория стран-победителей во Второй мировой войне, которые думали: ну, теперь мы устроим мир по-новому; мы победили и теперь безопасность зависит от нас. В том числе страной-победительницей был и Советский союз. В ту минуту право вето считалось справедливым и сбалансированным. Тогда никто не мог предвидеть ни малазийский "Боинг", ни другие ситуации, которые потребуют единогласия.

Так сложилось исторически, что была создана эта дьявольская уловка.

По-моему, сейчас при всем желании большинства членов ООН обеспечить безопасность мира инструмент вето может послужить тем инструментом, который разрушит единогласие и общее понимание глобального мира и безопасности.

Мы можем думать о будущем решении вопроса о международном трибунале, можем говорить о Генеральной ассамблее ООН, потому что такой прецедент уже есть, думать о вариантах решения этого вопроса на национальных уровнях. Есть еще один мощный рычаг. Он маловероятен, но в принципе возможен. Это прецедент, который случился в 1950 году, когда была принята резолюция Генассамблеи "Единство ради мира" о проведении миротворческих операций в Корее.

Но для этого нужно решение абсолютного большинства членов ООН, то есть двух третей. Обеспечат ли инициаторы резолюции по "Боингу" поддержку двух третей? Это проблема, над этим надо работать, это нужно обеспечивать. Потому что очень много стран-членов ООН являются, что называется, "client state" - "странами-клиентами" Российской Федерации: имеют какие-то долговые обязательства, обязательства по покупке оружия. Тут российская дипломатия может сыграть свою негативную роль.

Тем не менее, я верю в то, что развязку найдут. Возможно, это будет специально утвержденный международный трибунал пяти стран-инициаторов резолюции. Может быть, будут придуманы дополнительные механизмы. Над этим должны думать юристы-международники".

У мира нет другого выхода, кроме как остановить Путина

Эдуард Багиров, председатель правления "Международной лиги защиты прав граждан", правозащитник

"Международная организация ООН объединяет более сотни стран-участниц, которые коллегиально принимают решения. Есть общие правила, которые нарушать нельзя – это мировой порядок. Если одна из стран-членов нарушает порядок, то в отношении данного государства должны приниматься какие-то санкции – чтобы оно вернулось к правилам, которые были установлены.

Россия как государство в лице ее нынешнего, временно действующего президента и его ближайшего окружения, совершает ряд действий, которые нарушают общемировой и европейский порядок в последние 50 лет. Все призывы и обращения к Путину Владимиру Владимировичу не приводят к результату. Российская Федерация, правопреемница Советского союза, является одной из пяти стран, которые имеют право вето, и очень часто в последний год использует это право для того, чтобы не применялись какие-либо санкции, которые могут навредить ее внешней политике.

В последний раз Россия воспользовалась правом вето во время принятия решения о создании военного трибунала по поводу сбитого самолета "Боинг". Это было последней каплей терпения всех государств мира на сумасбродность решения политического руководства России. Все уже понимают, что нормальный политический диалог с Путиным невозможен, и необходимо искать новые механизмы. Или путем исключения государства Россия из Совбеза, или путем создания какого-то альтернативного объединения наподобие ООН, где будут другие нормы права и устав, где постоянного члена можно будет исключить – временно или постоянно – в случае, если он является страной-агрессором.

У мирового сообщества просто нет другого выхода, кроме как остановить Путина путем создания военного трибунала. Я уверен, что все идет к этому – военный трибунал будет создан: или решением Генеральной ассамблеи ООН, или решением Совбеза ООН, или решением Европейского парламента, или решением тех стран, граждане которых стали потерпевшими. Не важно. И другие страны присоединятся к трибуналу – а их будет более сотни. Будет четкая процедура расследования военного преступления, и однозначно все законные доказательства приведут к Путину, к его кабинету. И тогда он будет изгоем мирового масштаба, военным преступником, которого должны будут арестовать в любой части планеты Земля".

Проще создать новую ООН, чем исключить из нее Россию

Михаил Пашков, директор международных программ Центра Разумкова

"Это вопрос достаточно сложный, вряд ли это возможно сегодня. Я бы, скорее, говорил о возможности обойти российское вето – это было бы более реально. Вопрос о "Боинге" можно вынести на Генеральную ассамблею ООН – это первое. Второе – создание структуры вне рамок ООН, о чем говорил британский премьер-министр. Эти варианты мне представляются наиболее оптимальными.

Говорить о выводе России из Совета безопасности ООН – это вопрос на будущее, причем, достаточно сложный и дискуссионный.

Российско-украинский конфликт показал неадаптированность глобальных механизмов безопасности, в частности, Совбеза ООН, к нынешним условиям. Совбез не мог найти адекватные ответы на то, что происходило с Крымом, и на то, что происходит сегодня на востоке Украины. Он оказался неадекватным ситуации сегодняшнего дня.

Безусловно, назрела реформа как Организации объединенных наций в целом, так и Совета безопасности ООН. Об этом говорилось неоднократно. С другой стороны, Россия не раз предпринимала шаги по блокированию инициатив, которые рассматривались в рамках Совбеза ООН. Безусловно, это проблема, которая должна решаться в ближайшее время – по возможности, конечно.

Повторное голосование в Совбезе ООН по этой проблематике выглядит спорным в плане его результатов, в плане позиции России. У меня очень большие сомнения по поводу того, что Россия может проголосовать за создание трибунала. Одно вето уже есть – маловероятно, что Россия изменит свою позицию в этом отношении. Есть заявление президента Путина, есть заявление российского МИДа, есть заявления высокопоставленных чиновников России. Скорее всего, такая линия будет продолжаться".

Вариант исключения России есть, главное – не спешить

Наталия Белицер, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика

"Такое решение может быть вынесено на Генеральную ассамблею – другие пути вряд ли возможны. На Генассамблею может быть вынесен как вопрос об исключении России из списка постоянных членов Совбеза ООН, так и вопрос о создании военного трибунала по сбитому "Боингу". Но не спонтанно. Сначала нужно детально проанализировать ситуацию, оценить шансы на успех, на положительное решение Генеральной ассамблеи".