УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На пустом месте: оппозиция напомнила о "Болотном деле"

891
На пустом месте: оппозиция напомнила о 'Болотном деле'

На немногочисленной акции в поддержку осужденных по "Делу 6 мая" в Москве была задержана половина демонстрантов. На все вопросы сотрудники полиции отвечали: "У нас есть указания".

"Эти люди невиновны, все виновные - в Кремле", "Долой власть чекистов!" - такими лозунгами встречали выходящих из метро "Третьяковская" участники пикета, приуроченного к годовщине массовых задержаний на Болотной площади 6 мая 2012 года. Спустя три года после этих событий оппозиция подала заявку на проведение на Болотной площади протестной акции численностью до 15 тысяч человек, но столичная мэрия ее согласовать отказалась, предложив демонстрантам маршировать в спальном районе Щукино.

Оппозиционеры ответили отказом и вместо этого договорились о проведении у станции метро "Третьяковская" пикета численностью до 20 человек. Демонстранты, сменяя друг друга, держали плакаты с портретами осужденных активистов протестного движения и поочередно скандировали их имена: "Свободу Сергею Удальцову! Свободу Алексею Гаскарову! Свободу Максиму Лузянину!" и так далее. Из 30 фигурантов "Болотного дела" лишь 13 амнистированы, одна женщина получила условный срок, а остальные находятся в местах лишения свободы на срок от 2 до 4 лет.

Очень "маленькая" Болотная

Вокруг 20 участников пикета находилось примерно вдвое большее количество зрителей: журналисты, прохожие, сочувствующие. От станции "Третьяковская" оппозиционеры небольшими группами стали перемещаться на саму Болотную площадь. Там уже стояло несколько полицейских автобусов - было видно, что столичные власти готовилась к куда более масштабному мероприятию. Над площадью кружил вертолет. По оценкам корреспондента DW, на каждого демонстранта приходилось по одному сотруднику правоохранительных органов, получилось примерно по 100 человек с каждой стороны.

Из громкоговорителей полицейских прозвучало: "Граждане, ваша акция не согласована! Пожалуйста, разойдитесь!" При этом странно звучало: "Просьба разойтись, вы мешаете проходу граждан". При столь малом количестве участников акции по огромной Болотной площади могла бы спокойно проехать колонна танков.

Впрочем, люди подходили постепенно, и задерживать их стали с самого начала, не дожидаясь того самого "массового скопления", о котором говорили мегафоны. Поскольку у протестующих не было ни плакатов, ни громкоговорителей, и вели они себя как обычные прохожие, полицейские подходили к отдельным оппозиционерам, руководствуясь какими-то загадочными, одним им понятными принципами. По мнению добровольцев наблюдательной организации ОГОН, опознавательными признаками жертвы могли служить значки с надписью "Свободу узникам 6 мая".

Впрочем, они были далеко не у всех, кто впоследствии был задержан. Одного человека увели в автозак прямо во время разговора с корреспондентом DW. На все вопросы сотрудники полиции отвечали: "У нас есть указания". Задержаниям никто не сопротивлялся - вообще все присутствующие, похоже, воспринимали происходящее как какую-то старую надоевшую игру с давно известным счетом в финале. Полиция доставляла задержанных в отделения "Красносельский", "Хамовники" и "Замоскворечье" и, по данным сайта ОВД-Инфо, через несколько часов отпускала.

Последней увели активистку протестного движения, координатора движения "За доступную медицину" Аллу Фролову. У нее в сумке были белые китайские фонарики, которые оппозиционеры, судя по всему, собирались зажечь и выпустить в небо в знак поддержки осужденных по делу 6 мая. Это означало конец акции - те, кого не задержали, стали расходиться.

"Встретили на вокзале"

Многие из пришедших были на Болотной площади и в 2012 году, накануне инаугурации Владимира Путина, и смогли рассказать DW о своем видении событий. "6 мая 2012 года задерживали, в основном, молодых мужчин, - вспоминает оппозиционер Дмитрий Куликов. - Я видел, как из-за спин демонстрантов летело что-то горящее, но я уверен, что это была провокация". "Я тогда оказался в эпицентре, как раз на углу улицы Большая полянка и Болотной набережной, - рассказывает Виктор Рыбочкин, который три года назад пришел на акцию протеста вместе со своим братом. - Мы тогда вместе со всеми решили сесть на асфальт и не уходить. Просидели минут 10. Рядом со мной сидел и Навальный, и Удальцов - было видно, что они сами не знают, что делать дальше. И тут на нас стали падать люди, стоящие перед оцеплением…"

По словам Виктора, тогда задержали и его, и брата. Через несколько часов отпустили. У самого Виктора после 6 мая проблем не возникло, а вот его брата Сергея Рыбочкина позже допрашивали спецслужбы: "Это было спустя 3 месяца, уже в августе 2012 года. Сергей возвращался с Украины, где живет его теща. Встретили на вокзале в Москве, прямо с поезда отвезли в отделение, там несколько часов допрашивали. Раскурочили компьютер, сняли все данные жесткого диска, долго расспрашивали про события 6 мая. Брат надеется, что его с кем-то перепутали", - рассказал Виктор.

На их месте мог оказаться любой

Рыбочкин уверен, что все осужденные по Болотному делу - точно такие же люди, как он и его брат. "На их месте мог оказаться любой из нас". Правда, по мнению Виктора, у следственных органов все же есть некая система идентификации оппозиционеров, которых они считают опасными. "Посмотрите внимательно на этих людей в штатском, которые стоят рядом с полицией, - сказал Виктор. - Это "Эшники", сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом. Мы их уже давно знаем в лицо, а они - нас. Они и дают указания полицейским: тот громко кричал, этот слишком часто ходит на митинги, и так далее".