УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Коалиция - всё...

Коалиция - всё...

Жестоко ошиблись те, кто ожидал, что роспуск фракции КПУ станет главным событием дня. На самом деле главные события следовали одно за другим, по нарастающей: крушение коалиции, провал правительственных инициатив по наполнению бюджета и реформе "Нафтогаза", пафосная отставка Яценюка, назначение врио премьера Гройсмана.

Как сообщил корреспонденту "Обозревателя" источник в Администрации президента, в предшествующие дни Порошенко провел множество встреч с представителями всех фракций и групп. Именно в результате этих встреч и появилось решение "Свободы", "УДАРа" и 19 внефракционных депутатов о выходе из парламентской коалиции. К этому решению присоединились и девять депутатов "Батькивщины".

Читайте: Порошенко рекомендовал Раде решить судьбу Яценюка уже 25 июля

Вообще, "Батькивщина" сейчас переживает не лучшие времена. Ее покинули многие знаковые фигуры - такие, например, как Николай Томенко и тот же Арсений Яценюк. И сейчас, когда рейтинги, составленные социологами, не тешат партию Тимошенко, "Батькивщина" отнюдь не рада свалившемуся на голову счастью в виде досрочных парламентских выборов - их результат может оказаться для партии безрадостным. Отсюда и странная позиция "Баткьивщины" по выборам, на которую периодически сетовали депутаты "УДАРа": мол, мы за досрочные выборы, но торопиться не надо, давайте лучше сначала рассмотрим закон о выборах, а то с нынешним законом нам вообще мало что светит.

Глава фракции Сергей Соболев поначалу отреагировал на распад коалиции довольно резко: "Мы считаем единственной возможностью проведения этих выборов совершенствование закона о выборах на пропорциональной основе по открытым спискам и второе - немедленное наведение порядка и завершения освобождения территории Украины от российских захватчиков".

Правда, на брифинге после заседания фракции он был куда менее категоричен - согласился идти на выборы, чтобы сформировать в новой Раде проевропейское большинство. А также пообещал приложить все усилия для принятия исторических решений, подразумевая изменения в бюджет и реформу ГТС. Правда, в том же выступлении он дал понять, что не верит в принятие этих законов.

Читайте: Чем запомнится правительство Яценюка?

На вечернем заседании Турчинов объявил, наконец, что парламентская коалиция распалась. А дальше сбылось предсказанное Соболевым: ни изменения в бюджет, ни реформа ГТС не были поддержаны депутатами. Проект об изменениях в доходную часть госбюджета не набрал нужного количества голосов для включения в повестку дня - хотя, если бы нажали кнопки "за" все отсутствующие члены свежепогибшей коалиции (а таковых было как раз 20 человек), то критические 226 голосов были бы набраны. Без переформатирования доходной части бюджета нет смысла вносить изменения в его расходную часть, поэтому соответствующий закон Турчинов даже не стал ставить на голосование. Как утверждал глава Кабмина, эти законы позволили бы обеспечить проведение АТО и позволили бы получать кредиты от МВФ в обмен на существенное сокращение государственных расходов и рост налогообложения.

Эти меры не были в радость никому - ни частному бизнесу, который бы придавили налогами, ни бюджетникам, которым предлагалось перейти на голодный паек, ни депутатам, которым в ходе предвыборной кампании было бы очень сложно объяснить избирателям, почему они проголосовали за этакую пакость. Правда, вопрос о том, кто и кому будет объяснять, почему Украина не приняла мер против катастрофической ситуации с государственными финансами, остается открытым.

Читайте: УДАР пока не увидел в Раде голосов за отставку Яценюка

Вопрос о газотранспортной системе вызвал жесткие словесные баталии в зале - причем как до, так и после голосования. Вся суть противоречий свелась в конце концов к дилемме: отдавать ли 49% акций ГТС в управление европейским и американским компаниям, которые могут быть подконтрольны "Газпрому", или же по-прежнему сохранить полный украинский контроль над системой, что тоже, как показывает пример "РосУкрЭнерго", не спасает от влияния "Газпрома". Против иностранных управляющих резко выступила "Свобода", требовал принятия нивелирующих правок "УДАР". В результате за проект голосовала только "Батькивщина".

Арсений Яценюк сделал вид, будто не ожидал такого поворота, потребовал всех глав фракций и групп на совещание, и после сорокаминутного перерыва громко, пафосно и предсказуемо провозгласил свою отставку. Его речь неоднократно прерывалась бурными, продолжительными аплодисментами. Яценюк старался - и довольно успешно - донести до широких масс мысль, что он - государственный деятель, а не политикан. Это было бы замечательно, если бы не повисшие на носу досрочные парламентские выборы и наш цинизм, позволяющий думать, что весь пафос Яценюка - это не более чем начало избирательной кампании. Впрочем, все, что происходило 24 июля в Раде, можно назвать началом электоральной гонки.

Читайте:

Недокамикадзе Яценюк подал в отставку

Итак, Яценюк ушел, но его пока не ушли - без решения Рады об отставке премьера тот остается действующим. Так что назначение "винницкого" Гройсмана врио премьера означает, что Яценюк ушел в некий отпуск. О том, что этот отпуск не продлится долго, свидетельствует открытое письмо Петра Порошенко Александру Турчинову: глава государства мягко, но настоятельно советует спикеру не валять дурака, требуя от "Свободы" и "УДАРа" кандидатуру технического премьера, а немедленно, то есть уже 25 июля, определиться с вотумом доверия правительству, которое, по мнению Порошенко, должно работать в полном составе.

Выборы близко, господа, и это хорошо. Плохо, что из-за этого распадается коалиция, и в стране, помимо АТО, будет идти еще и АКО - АнтиКонкурентная Операция, первые этапы которой мы и наблюдали в четверг. Парламент не дает премьеру принимать непопулярные решения, премьер пытается уйти от ответственности за не им спровоцированный кризис, президент не дает ему уйти. Всем охота контролировать Украину после октябрьских выборов - но как контролировать страну, пусть даже с новым парламентом, но с пустыми газохранилищами и голодными бюджетниками? Об этом бы подумали...