УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

DW о переговорах по Донбассу: минские соглашения умерли, да здравствуют минские соглашения!

9,9 т.
DW о переговорах по Донбассу: минские соглашения умерли, да здравствуют минские соглашения!

Через год после заключения минских соглашений восток Украины далек от мирной жизни. Не все пункты договоренностей выполнены, но это вовсе не единственная проблема, считает руководитель украинской редакции DW Бернд Йоханн.

Вообще-то на востоке Украины давно должен был действовать режим прекращения огня. Однако на подконтрольных сепаратистам территориях то и дело вспыхивает стрельба. Трудно говорить о замороженном конфликте, когда каждую неделю гибнут люди. Международные наблюдатели и гуманитарные организации по-прежнему не получают беспрепятственного и полного доступа в регион. Тяжелое вооружение все еще находится в полной боевой готовности. А пути снабжения сепаратистов через границу с Россией открыты настежь.

Читайте: "Движемся вперед": в ОБСЕ рассказали, чего удалось добиться за год действия Минска-2

Никаких уступок с обеих сторон

При этом существует дорожная карта урегулирования украинского конфликта из 13 пунктов. Год назад ее в так называемом "нормандском формате" согласовали канцлер ФРГ Ангела Меркель, французский президент Франсуа Олланд, а также президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин. Однако на практике ничего из того, о чем они тогда договорились в Минске, не было воплощено в жизнь.

На сегодня ни одна из сторон не продемонстрировала готовности идти на уступки. Украине это дается непросто, что можно понять, учитывая, что он стала жертвой управляемой из России агрессии. Согласно тексту минских соглашений, Украина должна снять экономическую и финансовую блокаду с подконтрольного сепаратистам региона и предоставить Донбассу особые права в рамках процесса децентрализации страны. Впрочем, пока не предвидится нахождение политического большинства в Киеве для принятия этих мер.

В то же время на занятых сепаратистами территориях должны быть проведены свободные выборы под контролем международных наблюдателей ОБСЕ. А к этому не готовы ни сепаратисты, ни Москва. Отвергается и возвращение Украине контроля над границей с Россией, хотя именно это предусмотрено минскими договоренностями.

Читайте: Минск-2 беспомощен: Орешкин объяснил невозможность возвращения Донбасса Украине

Прагматизм вместо отрицания

Значит ли это, что соглашения оказались бесплодными? Политики, участвовавшие в переговорах, по-прежнему настаивают на реализации Минска-2, словно желая сказать: "Минские соглашения умерли, да здравствуют минские соглашения!" Можно увидеть в этом проявление цинизма. Однако верность минским договоренностям - это скорее выражение прагматизма. Именно прагматизмом должны руководствоваться политики и дипломаты при поиске решений практически неразрешимых конфликтов.

Минск-2 остается единственным политическим общим знаменателем, к которому год назад сумели прийти стороны конфликта. Россия по-прежнему критикует западные санкции. Однако до сих пор все попытки найти доказательства того, что Москва способствует реализации минских соглашений, оказываются тщетными.

Читайте: Военный эксперт оценил планы Путина по захвату Украины

Доверия России нет

На Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет с 12 по 14 февраля, могла бы быть предпринята новая дипломатическая попытка покончить с насилием на Донбассе. Время самое что ни на есть подходящее: в октябре прошлого года в последний раз встречались главы государств "нормандской четверки", после чего проводились лишь телефонные консультации в таком формате. Министры иностранных дел этих четырех стран также не сумели продвинуться дальше в ходе своих последующих бесед.

Существует огромный дефицит взаимного доверия между сторонами, поэтому процесс реализации минских соглашений застопорился. Кремль продолжает отвергать свою ответственность за разжигание конфликта. С помощью дезинформации, закрывая глаза на международное право и другие дипломатические договоренности, вот уже два года Россия ведет скрытую необъявленную войну против Украины. Это и делает решение конфликта столь трудным. Ведь никто не знает, принимает ли Москва всерьез свои обязательства в соответствии с минскими соглашениями. Развеять эти сомнения может лишь сама Россия.